«Так жить нельзя!»

Проблему пьянства на святых местах обсудила общественность округа

О проблеме пьянства на святых местах говорить не принято. И дело даже не в том, что стыдно. Нюансов много. Замешаны тут и шаманские практики, и традиции прошлого, и современная привычка. Но люди спиваются, причем, как показывает официальная статистика, целыми семьями. И часто, прикрываясь необходимостью проведения обрядов, пьют по несколько суток. На тайлагане в этом году дело дошло до трагедии — погибла женщина. Вопрос требует решения. Вот только какого? Обсудить проблему решили в правительстве Иркутской области. Советник губернатора Иркутской области Александра Будахаева собрала общественность округа. В пятницу, 25 октября, в районной администрации Эхирит-Булагатского района прошел круглый стол «Трезвый взгляд на традиционное проведение обрядов».

Опыт индейских вождей

Людей собралось много. Специально, чтобы принять участие в круглом столе, в п. Усть-Ордынский приехали директор Боханского филиала БГУ Виктор Мантыков, недавно назначенный директор Центра коренных народов Александр Маглеев, специалист по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации МО «Баяндаевский район» Татьяна Шатаева, директор центра шаманизма Боханского филиала БГУ Надежда Цыпылова. Пришли представители власти, Усть-Ордынского дацана и председатель общественной организации шаманов «Сахилгаан» Леонид Батанов.

— Вопрос очень острый. Он лично задевает каждого жителя округа и особенно касается тех, кто исповедует шаманизм, — начал заседание круглого стола Эдуард Борходоев, и. о. мэра МО «Эхирит-Булагатский район». — Нужно выяснить, зачем на обрядах используют такое количество спиртного. К чему это? Я лично участвую в тайлаганах, провожу родовые обряды и знаю, как это происходит. Каждого, даже непьющего человека, заставляют выпивать по стакану водки. Неужели нельзя хотя бы сократить количество алкоголя?

— А я думаю, что нужно совсем запретить использование алкоголя на обрядах, — высказался Виталий Барбаев, руководитель аппарата администрации МО «Эхирит-Булагатский район». — Так жить нельзя! Шаманизм в том виде, как он существует сейчас, нам не нужен. Это разрушает бурятскую нацию. К Богу нельзя идти через алкоголь.

Пример из жизни привел Александр Маглеев. По его словам, решать проблему действительно нужно, но сделать это «кавалерийским наскоком» не получится.

— Тема заскорузлая. Помню, как 50 лет назад в нукутской районной газете вышел материал «Традиция или пережиток прошлого?». В ней речь шла о традиции встречи гостей. В деревнях почетных гостей всегда встречали бурно. Иногда после этого народ был не в состоянии работать несколько дней. Помню, как взрослые обсуждали статью. Многие соглашались с журналистом, однако с приездом очередного почетного гражданина снова брались за рюмки, — говорит Александр Маглеев.

Александр Аполлонович, много лет проработавший заведующим идеологическим отделом и имеющий бесценный опыт, посоветовал следующее:

— Лучший пример для людей — это руководитель. По распоряжению Юрия Ножикова я был в Канаде, присутствовал на приеме одиннадцати индейских вождей. За многочасовое застолье они выпили максимум по 50 граммов коньяка. Как позже объяснил мне главный вождь, раньше индейцы использовали в своих обрядах алкоголь, чем чуть не погубили свою нацию. Когда вожди отказались от спиртного, за ними стали повторять обычные люди. Да взять в пример того же Ножикова: все знали, что он не употреблял спиртное, и в ходе застолья, когда присутствовал Юрий Абрамович, никто не напивался.

К опыту соседних регионов посоветовала обратиться советник губернатора Иркутской области Александра Будахаева.

— Много лет я прожила в Якутии, часто езжу туда повидаться со своими родителями. Недавно специально встречалась с якутскими шаманами, чтобы выяснить, используют ли они спиртное для обрядов. Выяснилось, что нет. Они брызгают молочной пищей. Кроме того, в Якутии введен закон о трезвости. Алкоголь там продают только с 14 до 20 часов. Положительные результаты там уже есть. А когда я езжу по деревням округа, то не могу спокойно смотреть, как спиваются мои земляки, — говорит Александра Климентьевна.

О забытых традициях рассказал директор Боханского филиала БГУ. По словам Виктора Мантыкова, шаманизм начал возрождаться в 80-х годах, многие традиции были забыты. А ведь наши предки совершали обряды с использованием молочной водки с низким содержанием спирта — тарасуна.

Пьянство мешает имиджу области

Высказался и заместитель начальника МО МВД России «Эхирит-Булагатский район» Игорь Иванов. По его словам, каждую пятницу полиция вводит усиление. И причина только в одном: в наступлении выходных. Люди пьют, совершают преступления. После капанья на святых местах они садятся за руль и не могут справиться с управлением. Результат можно ежедневно видеть в полицейских сводках...

Свое мнение высказала Светлана Коновалова, начальник отдела этнокофессиональных отношений управления губернатора и правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям.

— В правительстве области сейчас много сил отдается развитию туризма на территории области. Хочется, чтобы туристы, которые приезжают на Байкал, наслаждались нашей природой, прочувствовали все величие сибирской земли. Вместо этого они видят замусоренные святые места, пьяных людей, все это портит имидж области. Конечно, проблема многогранная. Людям негде работать, нечем занять себя в свободное время. И решать проблему нужно комплексно, — говорит Светлана Коновалова.

Как быть дальше

Все внимание участников было обращено на единственного пришедшего на круглый стол шамана Леонида Батанова. Леониду Алексеевичу пришлось держать удар.

— Да, водка используется. Существуют нормы, и я один не вправе их уменьшить или увеличить. В своих обрядах лично я стараюсь весь алкоголь отдать духам — расплескать возле костра. Никого пить я не заставляю — это неправильно. Перед обрядами мы говорим людям о том, чтобы не привозили много водки. Нужна лишь небольшая часть напитка для обряда. Но люди нас не слушают. Контролировать народ сложно. Например, этим летом на большой тайлаган съехалось огромное количество людей. Для себя я сделал вывод, что больше таких тайлаганов, где присутствуют люди из разных районов, делать не будем. Будем дробить — так легче за всеми уследить.

Привести ситуацию в норму поможет, по словам шамана, строящийся центр шаманизма, который будет располагаться в центре п. Усть-Ордынского. В нем будут заниматься не только проведением обрядов, но и просвещением населения.

Обсуждение проблемы только началось. Вскоре состоится ежегодный съезд всех шаманов округа, на котором проблема будет рассмотрена представителями разных родов.

Уважаемые читатели! Если вы хотите высказаться по этой теме, присылайте нам письма. Адрес редакции: 664047, г. Иркутск, Трудовой проезд, 40.