За репутацию традиционной религии борются осинские шаманы

«Шаманский дар передается по наследству, чаще — через поколение от деда к внуку. Считается, что шамана избирают духи, которые принуждают его к шаманской практике. Избрание сопровождается особым психологическим состоянием, его еще называют «шаманской болезнью». Передача может быть как по отцовской, так и по материнской линии. Помимо этого, существует «небесное избрание», или «отогой буудал удха». Этот вид избрания по наследству не передается. Так было всегда. Но сейчас появилось множество людей, которые не имеют никакого отношения к шаманизму, их цель — получить как можно больше денег, а не помочь людям», — объясняет председатель шаманской организации «Бургэд» Спас Спасов.

Чистота религии

Быть шаманом даже с обычной, обывательской точки зрения нелегкий труд. Только представьте — приходится общаться с разными людьми, вникать в их заботы, помогать в лечении болезней и решении самых разных проблем. Мало кто добровольно захочет взвалить на себя такой груз ответственности. Однако сейчас шаманов становится все больше и больше. Существуют даже организации, которые за деньги проводят посвящение в шаманы. Были случаи, когда люди брали деньги в кредит, чтобы купить все необходимые атрибуты, пройти посвящение в надежде, что вскоре деньги «отобьются». Ведь у людей, называющих себя шаманами, есть даже прейскурант на услуги.

— Наша организация «Бургэд» борется за то, чтобы таких псевдошаманов не было. Понятно, что человек обращается за помощью не от хорошей жизни; находясь в стрессовой ситуации, человек теряет способность мыслить критически, поэтому готов отдать любые суммы за предлагаемое исцеление. Я знаю, что просят у людей по 100—200 тысяч рублей. Люди должны понять и запомнить, что настоящий шаман денег за молебен требовать не станет. Такое количество ненастоящих служителей древней религии бросает тень на шаманизм, — предупреждает Спас Спасов. — Наша организация имеет печать, устав и счет. Но подчеркиваю, собираем очень скромные суммы, которые тратим на покупку жертвенных животных, а оставшиеся деньги передаем в фонд спортивных состязаний, которые обычно устраиваем среди детей после молебна.

Шаманская колыбель

Ирхидей — родина, колыбель многих сильных шаманов Осинского района. Этому есть историческое объяснение. Свой род местные служители культа ведут от сильной шаманки Дулаан тоодэй. Есть легенда, согласно которой Дулаан была рождена в шаманской семье, не по своей воле девушку хотели выдать замуж за нелюбимого человека. Дулаан увидела сон, из которого узнала, куда ей нужно бежать, чтобы найти своего суженого. Не побоявшись трудностей, тайги и диких зверей, Дулаан пришла на территорию, где сейчас находится Осинский район. Там, рядом с Ирхидеем, и встретила она своего Унагая из шаманского рода Галбантан. После замужества Дулаан прошла через положенные девять посвящений, имела все регалии шаманского достоинства. Именно от Дулаан тоодэй пошел род ирхидейских шаманов. Наследниками рода были такие известные в округе шаманы, как Игорь Владимирович Олзоев, Владимир Никонович Таров, Алексей Тарасович Спасов. Сейчас практикующими шаманами являются Спас Алексеевич Спасов, Афанасий Петрович Башинов, Анатолий Шаракшинович Иванов.

— Рядом с Ирхидеем много священных мест. На горах, где похоронены наши шаманы, проводятся все положенные обряды. Конечно, много традиций было утеряно в советское время. Цель нашей организации восстановить обычаи, добиться того, чтобы все обряды проходили строго по правилам. В этом помогают книги этнографов, исследователей шаманской религии, — говорит Спас Спасов. — Нужно добиться, чтобы шаманизм служил людям, а не был средством обогащения.