Любить по-осински

Жители деревень не дали построить на своей земле перерабатывающий завод

«Это был самозахват земли, — говорит глава МО «Русские Янгуты» Иннокентий Самойлов. Если рассказать вкратце, то рядом с деревней Грязнушкой, в местности Любавка, в июле начала работать тяжелая техника. Местные жители узнали, что там собираются строить завод по переработке лесоотходов. Инициативная группа собрала сход, на котором было решено не допустить строительства завода.
Это если вкратце. А если подробно, то жителям Грязнушки пришлось изрядно понервничать. Корреспонденты «Окружной правды» выехали на место событий, чтобы узнать подробности произошедшего.

А потом мужики взяли тракторы...

— Все началось с того, что как-то июльским вечером мои соседи поехали в Любавку, чтобы проверить свое картофельное поле, — рассказывает директор Грязнушкинской школы, депутат местной думы Валентина Москвитина. — Люди увидели, что в Любавке начались подо- зрительные работы, и обратились ко мне. Я лично выехала на место. Мы спокойно пообщались с рабочими, которые рассказали, что их наняли для строительства завода по переработке лесных отходов и ТБО, и сообщили, что есть все разрешения на проведение работ. Но никаких бумаг не показали. Тогда я решила собрать внеочередное заседание сельской думы.

Понимая важность проблемы, на заседание пришли все 8 депутатов. Пригласили и предпринимателя из Иркутска. Именно он, по сообщению главы муниципального образования, собирался строить завод. Предприниматель сообщил, что работает с осинцами не первый год.

— Тут-то нам все и стало ясно. Оказалось, что этот предприниматель как-то связан с переработкой леса в Осе. Больше нам можно было ничего не говорить. В Осе живут родственники многих жителей Грязнушки, и все они задыхаются от едкого дыма, который идет от осинского завода. Дышать в районном центре нечем. Нам такого «подарка судьбы» не нужно. Посовещавшись, мы решили, что так этот вопрос оставлять нельзя, — говорит Валентина Москвитина.

Тем временем в Любавку пригнали тяжелую технику. Работа там не прекращалась даже ночью. На пустыре появилось 40 огромных ям.

— С нами рабочие уже не церемонились, игнорировали вопросы, — говорит фельдшер ФАПа Галина Евсюкова. — Знаете, было действительно страшно, что начнется строительство и остановить этот запущенный процесс будет уже нельзя. Поясню, почему у нас была столь негативная реакция. Во-первых, завод хотели разместить всего в 1 километре 200 метрах от школы и детского сада. Мы и так часто задыхаемся от дыма, который идет из Осы, не хватало только, чтобы дети постоянно дышали вредными веществами. Во-вторых, в муниципальном образовании есть проблема с питьевой водой. Жители Русских Янгутов, Грязнушки, Прохоровки возят воду из скважины, которая располагается в Грязнушке. Вторая, резервная скважина как раз идет от ручья Любавки. При начале производства вода там стала бы непригодной для питья. Было решено провести сход. Обычно на сходы приходит немного людей. А тут собралось практически все взрослое население, свою гражданскую позицию выразили мужчины. Они решили бороться до конца.

— Было приятно, что практически из каждого дома пришли люди. И это правильно. Нам здесь жить и растить детей. Что мы им оставим при таком отношении? Грязнушка — деревня молодая. Средний возраст жителей — 40 лет. Только в начальную школу и детский сад ходят 50 человек. Если бы завод начал работу, все бы разъехались. Кому охота дышать отравленным воздухом? — говорит Валентина Москвитина.

Свою точку зрения высказала и местная власть. По словам Владимира Васильева, ведущего специалиста по ЖКХ местной администрации, в принципе завод мог бы быть — отходов от заготовки леса хватает, да и рабочие места бы не помешали. Но его надо строить с применением фильтров, современных технологий, а этого, если брать Осу как печальный опыт, нет.

Мужчины Грязнушки выразились проще. Они решили взять имеющиеся у них трактора и просто засыпать ямы. Ведь в Любавке растет ягода, там гуляют дети, которые могут провалиться. Залив бензин за свой счет, грязнушкинские мужчины отправились на место стройки. Техники там уже не было, рабочие ушли. Мужчинам понадобилось три часа, чтобы устранить все последствия инцидента.

— Там еще немного гравия лежало. Мы его взяли, подремонтировали нашу дорогу, — улыбается местный житель Сергей Евсюков. — А что, хоть какая-то польза.

Вред серьезный

Мы решили поинтересоваться, насколько опасен такой завод, и обратились к экологам.

— Были проведены исследования, согласно которым из 1 тонны перерабатываемой древесины в воздух поступают 9 килограммов вредных микрочастиц, — говорит Алексей Данилов, ведущий специалист-эколог администрации Осинского района. — Если учесть, что 40 печей в Осе дымят круглосуточно, то сами понимаете — вред серьезный. Выделяются бензопирены и диоксиды, которые могут негативно влиять на здоровье.

Положительный пример

Грязнушкинцы показали, что многое зависит и от активности простых людей, от того, готовы ли люди отстаивать свое мнение. После схода в Грязнушке у строителей завода возникла идея запустить процесс в муниципальном образовании «Майск». Но и там люди оказались против.

— Инициативная группа высказала свое однозначное негативное мнение, — говорит Александр Серебренников, глава МО «Майск». — Но в любом случае завод у нас строить нельзя. Свободное место есть только возле местности Тюрневка, рядом деревня Абрамовка, в самой Тюрневке живет фермер. Согласно генплану, строить предприятия даже от одиночных строений в радиусе километра нельзя. Так что это тот случай, когда мнение населения совпало с законом.