Таксисты вне закона

Перевозчики Эхирит-Булагатского района предпочитают работать нелегально

Получить разрешение на перевозку пассажиров и багажа обязаны все российские таксисты. С этим вопросом лучше не затягивать. До 1 января 2013 года выдача необходимых бумаг не будет стоить водителю ни копейки. Позже обойдется примерно в тысячу рублей. Работать без разрешения не получится. Следить за тем, чтобы у всех водителей были документы, призваны сотрудники полиции. Людей, таксующих нелегально, могут штрафовать уже сейчас. Суммы серьезные — для юридических лиц от 50 до 400, для физических — от 5 до 100 тысяч рублей. Большинство таксистов области уже получили заветное разрешение. И только усть-ордынские водители игнорируют требование федерального закона.

Фонарь и шашечки

— Подсчитано, что в Эхирит-Булагатском районе по заявкам выезжают 190 машин.
Пока желающих получить разрешение нет. Это самый худший — нулевой — показатель в
Иркутской области, — говорит Вячеслав Соболев, директор ОГКУ «Центр транспорта
Иркутской области». — Интересно, что в других районах Усть-Ордынского Бурятского
округа ситуация получше. Есть территории, в которых разрешение уже получили
большинство таксистов. Например, в Саянске легально работают 97% перевозчиков.

По словам Вячеслава Соболева, легализовать таксистов — в интересах местных
администраций. Ведь все налоги будут оставаться в районах. Если учесть
количество работающих машин, сумма, которую можно пустить на решение местных
проблем, получается немаленькая.

— Был случай, что работник администрации Бодайбинского района сам привез
таксиста оформлять документы. Хорошо бы и власти Эхирит-Булагатского района
обратить внимание на проблему, — говорит Вячеслав Соболев. — Тем более что
получить разрешение несложно. Для того чтобы перейти в разряд официальных такси,
нужно собрать сравнительно небольшое количество документов: написать заявление,
сделать копию паспорта, предоставить свидетельство регистрации транспортного
средства, заверенного собственной подписью. Документы нужно подать в Центр
транспорта Иркутской области.

Много разговоров вызвало требование покрасить все машины, работающие в
службах такси, в один цвет. Но в Приангарье от этого решили отказаться. В итоге,
кроме разрешения, в соответствии с федеральным законодательством все автомобили,
выполняющие перевозки пассажиров и багажа, обязаны нанести на кузов схему из
квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке. Транспортное
средство должно иметь на крыше автомобиля опознавательный фонарь оранжевого
цвета, свидетельство о техническом осмотре автомобиля перед выездом на линию и
медицинском освидетельствовании водителя, у шофера должен быть путевой лист.

«Придется сворачивать бизнес»

Так что же останавливает устьордынцев? В поселке действуют несколько фирм
такси, много частников. Желающие подзаработать на частном извозе мужчины стоят в
основном возле здания автовокзала. На разговор они идут неохотно.
Фотографироваться не хотят — работают нелегально и светиться никому не хочется.
У них своя жизненная правда.

— Работать в Усть-Ордынском негде. Я вот, например, остался без постоянного
заработка еще в 97-м, когда обанкротился Агропромстройтранс. С тех пор пробовал
устроиться в разных местах в областном центре. Сейчас силы уже не те — выезжать
каждый день в Иркутск не могу. Поэтому таксую. Хотя у народа нет денег на такси.
Возим в основном по деревням — туда иначе никак не добраться. За день
зарабатываю немного. Если придется отдавать каждый месяц налоги, мне на руки
вообще ничего не останется. Вот и не регистрируюсь, — говорит водитель
Александр.

— А проверок мы не боимся. За 75 лет я всякого насмотрелся. Ко всему привык.
Если совсем прижмут, то буду из дома звонки принимать. Клиентура уже наработана,
— честно признался один из таксистов.

Не испытывают радости по поводу грядущих изменений и в усть-ордынских фирмах.

— Держу фирму такси пять лет. Раньше все было просто. Для того чтобы работать
легально, нужно было только оформить договор с машиной. Мы и оформляли.
Отчисляли налоги, был свой слесарь, водители проходили медицинский осмотр, —
говорит Лариса Дроздова, директор одной из фирм такси.— С принятием нового
закона все изменилось. Для таких маленьких фирм это смерть. Нужно иметь кассовые
аппараты, таксометры, наносить на машины шашечки, оформлять каждого водителя
через Иркутск. А ведь среди таксистов большая текучка. Поэтому сейчас мы на
грани исчезновения. В день выходит всего три машины. Скорее всего, с нового года
закроемся. Буду сидеть дома. А могла бы создавать новые рабочие места. Для
поселка, в котором нет работы, нет общественного транспорта, вопрос
существования фирм такси болезненный.

Так что же думают по этому поводу местные власти? По словам начальника
сектора ЖКХ администрации МО «Эхирит-Булагатский район» Григория Щербакова, пока
этой проблемой детально в районе не занимались.