Обряд на колхозном поле

Белорусский праздник «Дажынкi» впервые прошел в селе Васильевка

Колоритный белорусский праздник «Дажынкi», символизирующий окончание жатвы, в прошлую субботу отпраздновали в селе Васильевка Баяндаевского района. Традиция праздновать окончание сбора урожая пришла из глубины столетий. От того, какое количество зерна было получено в результате тяжелой работы, зависел дальнейший быт селянина. Собрав выращенный урожай, белорусы устраивали народные гулянья с песнями да плясками.

Часть первая. Обрядовая

В прошлые годы на территории Баяндаевского района национальные белорусские
праздники — «Дажынкi», «Гуканье весны», «Бульбяш» — отмечались в Тургеневке. На
этот раз в целях расширения географии празднования «Дожинок» местом их
проведения впервые было выбрано расположенное по соседству с Тургеневкой
многонациональное село Васильевка. Кроме хозяев — васильевцев, лидинцев,
харагунцев — на празднике в числе приглашенных были тургеневцы и половинцы. К
радости собравшихся и вопреки прогнозам синоптиков, суливших ненастную погоду,
день выдался солнечным, теплым.

Действо развернулось неподалеку от села на колхозном поле, где поспела
пшеница. По доброй традиции гостеприимные хозяева встретили гостей хлебом-солью
и добрыми пожеланиями. Ответное приветствие участникам праздника выразил
председатель Товарищества белорусской культуры им. Черского Олег Рудаков.
Начался обряд — девчата из коллектива «Крывiчы» затянули звонкими голосами
народные песни. Была выбрана старшая жнея, в роли которой выступила солистка
фольклорного коллектива «Варэнички» Надежда Булычева. Она первой приступила к
жатве со словами обращения к Богу о помощи благополучно завершить жатву. Вскоре
к жниву приступили и остальные девушки и женщины (по традиции мужчины не
принимают участия в этом процессе). Учили премудростям жать золотистые колосья
пшеницы всех желающих. Анечку Чупракову, приехавшую на праздник с мамой Оксаной
из Иркутска, солистка «Варэничек» Маргарита Осечкина научила, как правильно
сжать и сплести сноп, и рассказала юной жнее, что именно из этих колосьев
пшеницы получается мука, из которой затем пекутся вкусные пироги. Учились жать у
сельских женщин и горожанки. Поначалу они просто наблюдали за процессом, но, не
утерпев, они решили и сами попробовать.

Дружно шла работа. Участники праздника связали несколько снопов. После
окончания жнива по традиции оставили кусок несжатого жита — так называемую
бороду (около трех десятков стеблей злаковой культуры). Затем старшая и младшая
жнеи обвязали бороду алой лентой, и младшая, Олена, провела над нею ряд
ритуальных действий. Чтобы будущий урожай рос без сорняков и был гуще, прополола
землю вокруг бороды, держа в руке льняной платок (голыми руками трогать ничего
нельзя). Сняв ленту, полила из кувшина водой — чтобы не было засухи; срезала
колоски по одному, оставив несколько стеблей, а в заключение ритуала, выкопав
серпом небольшую лунку и обмотав оставшимися колосьями ломоть хлеба, закопала
его с просьбами на хороший будущий урожай. Дружным хороводом вокруг снопов и
народными песнями завершилась первая часть «Дожинок». После танца был выбран
сноп-господарь, сплетен венок из колосьев. Эти обязательные атрибуты праздника
жнеи преподнесли выбранным хозяину и хозяйке. Если следовать традиции, они
должны их хранить у себя дома в течение года — опять же, на хороший урожай.
Честь быть хозяевами поля выпала председателю районной думы Виктору Здышову и
главе муниципалитета Татьяне Крапусто.

Часть вторая. Народные гуляния Завершив обрядовую часть

праздника, народ отправился в местный клуб, где хозяева подготовили
концертную программу. Под щедрые овации зрителей на импровизированной сцене
выступил танцевальный коллектив юных лидинцев, исполнивший зажигательный танец и
задорные частушки. Удивительно мелодичная и до боли знакомая песня «От людей на
деревне не спрятаться» из кинофильма «Дело было в Пеньково» прозвучала под баян
заслуженного работника культуры Российской Федерации Виктора Чувашова в
исполнении мини-хора жителей муниципалитета и гостей-половинцев. Добрые
пожелания закрепил уже давно полюбившимися многим белорусскими песнями из своего
репертуара фольклорный коллектив «Варэнички».

Известно, что во все времена ни одно празднество, будь то народные гулянья
либо семейные праздники, не проходило без танцев. Их правила и особенности
отличались от деревни к деревне. Большинство танцев — парные, поскольку их целью
ставится знакомство парней и девушек.

Олег Рудаков призвал всех танцевать. Пять танцев с говорящими названиями,
«Морозуля», «Ойра», «Матлет», «Полька задом наперед» и «Под испань», которые
дружно исполнили все присутствовавшие, повеселили от души, подняв и без того
хорошее настроение. Завершились «Дажынкi» традиционным
пиршеством.