Интернационал по-баяндаевски

В селе Загатуй живут представители шестнадцати национальностей

Загатуй находится вдали от шумных трасс. Но именно это село можно назвать одним из самых развивающихся населенных пунктов Баяндаевского района. Новое фермерское хозяйство, большая школа, детский сад, недавно открывшаяся конноспортивная секция и строящийся лагерь — вот о чем расскажет приезжему любой житель села. О проблемах здесь говорить не любят, хотя они, конечно, есть. Основные чаяния населения круглогодично связаны с личным подсобным хозяйством. От здоровья стада зависит благосостояние большинства загатуйцев. На прошлой неделе забот добавил снегопад. У многих местных жителей возникли сложности с кормами для скота.

Породистых лошадей кормят спонсоры

— Даже для нас, жителей Баяндаевского района, который известен своей зоной вечной мерзлоты, такое количество снега в апреле — редкость, — говорит Вячеслав Едаев, житель Загатуя, старейшина села. — Обычно в это время коровы уже ходят по степи, где осталась прошлогодняя трава. Теперь из-за высокого снежного покрова приходится кормить буренок дома. А ведь урожай кормов в прошлом году был ниже среднего, не все смогли заготовить достаточно сена. Этим пользуются некоторые предприимчивые граждане. Покупаем по высоким ценам. Но тут уж, как говорится, кому как повезет. Нужно думать обо всем заранее.

Особенно тяжелая ситуация, по слухам, сложилась в конноспортивной школе. Элитным лошадям нужен особый рацион. Будущие победители соревнований не могут питаться чем попало.

— Да, проблемы действительно возникали, — говорит Вячеслав Сахаев, глава МО «Курумчинское». — Сейчас в стойлах стоят двенадцать лошадок. Кормим их в основном за счет спонсоров. Обращаемся к обеспеченным жителям, к фермерам, которые могут помочь. Как правило, никто не отказывает, выделяют корма. По мнению местных старожилов, без этой черты — неравнодушия — Загатуй давно исчез бы со всех современных карт.

— У нас живут представители шестнадцати национальностей. Кроме русских и бурят можно встретить украинцев, чувашей, эвенков и осетин. Все, кто хоть когда-нибудь жил в этих местах, а потом переехал, непременно жалеют. Встречаешь иногда бывших земляков — и все жалуются, что так душевно, дружно не живут нигде. У нас ведь все на виду, все друг друга знают, а значит, стараются помочь, понимая: если что, люди могут рассчитывать на ответную поддержку, — говорит Вячеслав Едаев.

Хадайское золото

Коренное население по-прежнему называет современный Загатуй новым. И хотя даже старожилы родились уже на месте современного села, все помнят о том, как жили их родители в старом Загатуе. — Старый, настоящий Загатуй находился еще дальше от основной дороги. Деревня стояла на реке и была знаменита на всю округу прежде всего своими мельницами. В царское время действовало сразу три мельницы. Муку приезжали молоть даже издалека. Жизнь кипела. Кстати, уже тогда у нас тут был настоящий интернационал: русские, буряты, украинцы... Все жили мирно, — рассказывает Орефий Малгатаев, старожил села. — Потом пришли коммунисты. Две мельницы решили закрыть и перенести село ближе к степи. Открыли колхоз, а потом совхоз. Но мы все равно не забывали родовое место, всегда ездили и будем ездить в старый Загатуй.

Приезжают в исторический Загатуй не только за тем, чтобы почтить память предков. Рядом со старой деревней есть богатые ягодники, растут грибы, есть и охотничьи, и рыболовные места. А бывает, заезжают и охотники за древними реликвиями.

— Народ раньше жил богато. Говорят, до сих пор можно найти на месте домов ценные вещи, — говорит Орефий Малгатаев. — Вот только даются они не всем. Мой зять как-то загорелся идеей найти клад, купил металлоискатель. Мы с ним даже выезжали несколько раз на поиски. Но все напрасно. Кроме нескольких старинных, не представляющих особого интереса предметов ничего не нашли. Хотя рассказывают, что некоторым везет больше. Как правило, это дело случая. Еще в советское время мальчишки из соседней деревни Хадай обнаружили горшок, полный золота. Говорят, его тогда конфисковали в пользу государства. Так что места у нас такие. Всякое случается.

Развитие Тымырейской степи

В МО «Курумчинский» входит семь деревень — Бахай-1, Загатуй, Хиней, Ныгей, Хадай, Наумовка, Хандагай. В последнем населенном пункте осталось всего четыре дома. Это результат переселения людей ближе к городу после развала Советского Союза. Чтобы остановить процесс миграции, нужны новые рабочие места, и недавно они появились. В Тымырейской степи новое дело начал Альберт Бербидаев.

— Когда-то в степи был совхоз. Но он давно развалился, даже кирпичика не осталось от строений. Поэтому хозяйство Бербидаеву пришлось возводить с нуля, — говорит глава муниципального образования. — Фермер, сам выходец из этих мест, долгое время жил в Улан-Удэ, а потом его потянуло на родину. Вернувшись, решил открыть животноводческую ферму.

По словам Вячеслава Сахаева, в планах у фермера — держать до 700 голов КРС. Планируется, что на ферме будут пакетировать молоко, делать сметану и другие кисломолочные продукты. Весь процесс будет вестись по самым современным технологиям. На сегодняшний день уже завезена новая техника, есть небольшое стадо. В эту кампанию будет посеяно 1,3 гектара зерновых и кормовых культур. Но главное, что в хозяйстве уже сейчас есть трудоустроенные люди.

— Мы можем выжить только за счет сельского хозяйства. Легче стало после открытия в Баяндае молокоприемного пункта. Наш фермер Бархолеев закупает молоко у частников, это уже неплохой приработок. Впрочем, есть у нас и планы, не связанные с хозяйством. На прошлой неделе было заменено отопление в Загатуйском детском саду, на очереди фельдшерский пункт. В этом году благодаря областной программе построим две модульные котельные. Они появятся в Хадае и Загатуе, — говорит Вячеслав Сахаев. — Многие загатуйцы спрашивают про летний лагерь для детей, который возводили методом народной стройки. Ведь Баяндаевский район единственный в округе, где нет лагеря. Хочу объяснить всем, что лагерь был передан на баланс Иркутской области. Открытие не за горами — электричество подведено, корпуса построены. Вскоре туда заедут специалисты из области, они произведут отделочные работы. И у местных детей наконец-то появится свое место для отдыха.