Упрямство нукутского фермера

Василий Галеев смог расширить хозяйство и открыть цех по производству мясной продукции

Хозяйство Галеевых на сегодняшний день крупнейшее в Нукутском районе. Его, как образцово-показательное, с гордостью демонстрируют всем почетным гостям. Похвастать есть чем — в новенькой конюшне стоят породистые лошади, рядом с мельницей пахнет свежим хлебом, а на ферме глаз радуют ухоженные коровы и овцы. Гостям здесь, конечно, рады, но уговаривать остаться еще на часок-другой не будут — разговаривать некогда, работы хватает в любое время года.

Унгинские деликатесы

Свой бизнес братья Галеевы начинали в 1997 году — оказывали автоуслуги местному населению. К сельскому хозяйству пришли не сразу. Первый сев провели десять лет назад. Понемногу начали закупать технику, животных. Строили планы, придумывали, как воплощать их в жизнь. Незаметно для посторонних рядом с деревней Тангуты, на месте бывшего совхоза, выросло мощное хозяйство. Одно из последних достижений Галеевых — открытие цеха по переработке мясной продукции.

— Сырье у нас свое. В хозяйстве держат лошадей, коров, есть бараны и свиньи, поэтому недостатка в мясе не бывает. Производим четырнадцать видов продукции. Всего в месяц получается около трех тонн. Для того чтобы сохранить все свежим, купили специальные холодильники, — говорит Алена Печеева, заведующая цехом СССПК «Спектр». — Особой популярностью у покупателей пользуются позы и пельмени из конины. Продаем продукцию в Балаганском, Нукутском районах, выезжаем в Саянск. Для продукции придумали слоган: «В лучших традициях Унгинской долины».

Девиз стараются оправдывать — каждая поза лепится вручную. Лепщиц искали во всех близлежащих деревнях. Сейчас на произ-водстве полуфабрикатов трудятся шесть человек. Ежедневно автобус привозит работников из Новоленино, Тангутов, Семеновска. — Мы, местные, в основном все работаем у Галеевых. Если бы не хозяйство, жизнь была бы гораздо хуже. Произошел бы отток населения. Возможно, многие деревни вообще оказались бы на грани исчезновения, — говорит Алена Печеева.

Мука лучше алтайской

По соседству с цехом полуфабрикатов расположилась пекарня. Ее двери открыты днем и ночью. Работа кипит в две смены. Восемь пекарей стряпают хлеб, булки, батоны. Выпечкой кормят работников, обеспечивают свежим хлебом близлежащие населенные пункты.

— Пекарне уже четыре года, — говорит Алена Печеева. — С самого начала решили, что будем использовать исключительно свою муку. Правда, один раз для сравнения замесили тесто на алтайской. Хлеб вышел неважный. Поэтому мы не поддерживаем мнения, что мука нашего региона плохая, просто нужно точно соблюдать все этапы производства — от выбора семян до выпекания.

В хозяйстве есть и технолог. Алена Воробьева зорко следит за тем, какая у муки клейковина, хорошо ли поднялось тесто, и придирчиво взвешивает чуть ли не каждую булку. Квалифицированные кадры, как и в советское время, обеспечивают успех дела.

Соседство лошадей и ослов

Галеевы с самого начала столкнулись с дефицитом работников. Найти людей, готовых работать по-настоящему, не помогало даже строительство домов и общежития. Выручило упрямство. Василий Галеев, несмотря на проблемы, продолжал строить жилье для специалистов. И они появились. В прошлом номере мы писали о двух девушках, которые не побоялись уехать из города в деревню. С одной из них, Анастасией Бирюковой, удалось познакомиться лично. День ветеринара Насти начинается рано. Девушка седлает лошадь и верхом приезжает из Тангутов на ферму. Дел, как всегда, много. — Одних коров в хозяйстве пятьсот голов! И каждой нужно уделить время. А ведь есть еще и лошади, и овцы, и свиньи. А когда наступает время отела, приходится выезжать ночью, — говорит Анастасия Бирюкова.

Но девушка не жалуется. Выучиться на доктора сельскохозяйственных животных было ее осознанным выбором. — Однокурсники пошли в городские клиники — лечить собак и кошек. Но это не по мне. В таких клиниках приходится общаться с хозяевами животных. Многие из них доводят питомцев до ужасающего состояния. Приносят домашних любимцев в последний момент. За лечение отвечает ветеринар. А значит, приходится выслушивать несправедливые обвинения в свой адрес, — говорит Анастасия. — Здесь, в хозяйстве, совсем другое дело. Ты остаешься один на один с животным и его болезнью. Никто не давит, не указывает. Конечно, устаю, но работаю с радостью.

Хотя бы раз в день Настя заглядывает в стойла, где содержатся элитные лошади. Василий Галеев с самого начала своего фермерства мечтал купить породистых коней. Его целью было принимать постоянное участие в скачках. Мечта стала явью после появления конюшни.

— Сейчас у нас двадцать спортивных лошадей. Их тренируют два конюха. Побеждают наши лошадки на соревнованиях всех уровней. Есть и рысаки, и иноходцы. Содержать их сложно, породистые животные подвержены многим болезням, плюс нужно постоянно следить за их питанием. Но зато какое наслаждение даже просто смотреть на них! — говорит Анастасия.

Недавно у скакунов появились необычные соседи — Василий Галеев купил на Иркутском ипподроме двух ослов, Стешу и Кешу. — Когда их привезли, они от испуга кричали несколько дней. Но потом привыкли к новому месту жительства, теперь чувствуют себя отлично,— рассказывает Настя. — Ослы живут долго, объезжать их начнут, когда им исполнится три года.

Планируется, что ослы будут катать детей во время праздников. Конюхи не сомневаются, что их упрямство окажется сильнее ослиного и им удастся сделать из Кеши и Стеши любимцев детворы.