Хамбо-лама поздравил буддистов с праздником Белого месяца

Глава буддистов России рассказал о значении Сагаалгана

22 февраля начинается празднование Нового года по лунному календарю — Сагаалгана — в Бурятии, в Усть-Ордынском и Агинском Бурятских округах. Этот праздник Белого месяца отмечают буддисты на всей территории России. В этот день с рассветом год Дракона приходит на смену году Зайца. В этой связи буддистов поздравил глава традиционной буддийской сангхи Хамбо-лама Дамба Аюшеев. Он предложил именовать праздник Сагаалха и обосновал это высказываниями основателя буддийской традиции в Восточной Сибири и Забайкалье первого Хамбо-ламы Даржи Заяева.

Говорить правильно

— Уважаемые буддисты, поздравляя вас с праздником Сагаалха, хочу сказать об истории и значении нашего праздника, — рассказал Хамбо-лама на встрече с журналистами в своей резиденции в Иволге 17 февраля. — Наш учитель Будда Шакьямуни, чтобы люди меньше путались в океане времени и страданий, разграничил время на циклы из 12 лет. Он закрепил за каждым годом временного цикла 12 хозяев — животных. Каждый буддийский народ переход от одного года к другому обозначил по-своему.

По словам Хамбо-ламы, халха-монголы и калмыки, родственные бурятам, называют этот праздник Цаган Сар, тибетцы — Лосар (переводится как Новый год), тувинцы — Шагаа. «Мы же называем этот временной переход как Сагаалха. Это слово в устах некоторых людей искусства получило благозвучное, но бессмысленное понятие Сагаалган, — подчеркнул Дамба Аюшеев.

В слове «сагаалха» заложена фраза «сагаа Алхаха». Основатель учения Будды в нашем народе, первый Пандито Хамбо-лама Дамба Даржа Заяев, вложил в эту фразу глубокое понимание — перешагнуть через время года или прожить это время. Понимая, что время напрямую связано с Эрлэг-ханом, то есть с самим существом хозяина смерти, буддисты в былые времена остерегались отмечать даты рождения и напрямую говорить о своем возрасте.

Быть сильными

Пояснив, что переход из одной стихии в другую важен для буддистов, Хамбо-лама отметил, что «при праздновании Сагаалха буддистам важно подготовиться к будущему переходу через время Черного Дракона. Также он пояснил, что накануне празднования буддисты должны посетить дацан, чтобы посоветоваться с астрологом, провести необходимые обряды. А во время Белого месяца важно принять участие в молебнах, которые проводятся во всех дацанах на протяжении 15 дней после наступления Сагаалха.

— Три тысячи лет назад в этот период Будда в течение всего этого времени демонстрировал чудеса своего учения для последователей. И это по сию пору волшебное время, — подчеркнул буддийский иерарх.

— Каждый, кто посещает дацаны в это время, приобретает сверхъестественные силы и возможности, которые на протяжении года помогают ему. А мы должны быть сильными.

Хамбо-лама особо подчеркнул, что не так давно в Усть-Орде начал свою работу новый дацан, построенный на средства депутата Законодательного собрания Иркутской области Владимира Александровича Дмитриева. «Он не останавливается на достигнутом и планирует строительство еще одного дацана в Бохане. Так и нужно поступать, чтобы улучшать свою карму», — подчеркнул Хамбо-лама. Во время беседы Хамбо-лама живо комментировал и события сугубо житейские. Он посетовал на то, что сейчас народ слабеет и из-за этого развивается национализм. По его словам, слабый народ начинает бояться и становится агрессивным. При этом он вспомнил, как ослабленный поражением в Первой мировой войне германский народ с большой охотой воспринял идею сверхчеловека и встал под знамена фашизма. «С трудом остановили», — добавил Хамбо-лама.

Год чудес

Дамба Аюшеев не стал давать конкретные прогнозы на год Дракона, ведь это должны делать ламы индивидуально. Впрочем, он охотно пояснил особенности года: «В ряду животных буддийского цикла Дракон — единственное мифическое существо. В этот год могут происходить чудесные события. И не случайно Будда родился в человеческом теле именно в этот год. И для нас — буддистов — это самый благоприятный год. Хотя, конечно, он будет тяжелым и полным изменений. При этом именно в этот год многое, что казалось ранее непостижимым, для нас станет более ясным и понятным». По словам Хамбо-ламы, год Дракона накладывает особые обязательства на Иркутскую область и Бурятию, так как самый могучий дракон является хранителем озера Байкал. «Это самое прекрасное место на Земле. И мы сохраняем озеро, поэтому мы накладываем на себя ограничения в развитии промышленности. И это наша судьба», — отметил он.

На вопрос, что мы можем открыть для себя, Хамбо-лама ответил иносказательно: «Весь мир подобен нашим желаниям. Желания людей материализуются при ясном понимании сути этих желаний». Также он напомнил, что в Бурятии есть такой дар, как драгоценное тело Хамбо-ламы Итигэлова, который связан со всеми нами и очень сильно влияет на весь буддийский мир. Подробнее Дамба Аюшеев рассказал и об основателе буддийской традиции в Бурятии Хамбо-ламе Заяеве. Именно он показал буддистам в Бурятии, где находится буддийский рай. «Наш великий Хамбо-лама Заяев, уходя в нирвану, выбрал одно из самых лучших мест на земле, которое называется Талын Харгана. Ближайшие верные ученики из лам Хилгантуйского дацана до нынешнего времени сохраняют это место», — сказал Хамбо-лама Дамба Аюшеев.

Он пояснил, что буддисты Тунки и Оки про ушедших из жизни земляков говорят, что они ушли пасти овец в Санагу. Местность Санага находится на западе в буддийском раю Деважин. Туда-то и должны стремиться уйти буддисты. Хамбо-лама Заяев назвал это место — Санага (Санаа газар — «дальняя земля»).

Восстановить традиции

Также Хамбо-лама отметил, что празднование Сагаалха является важной традицией. Он отметил, что мы возвращаемся к нашим традициям при самых важных событиях нашей жизни — свадьба, рождение ребенка, уход родственников из жизни. В обыденности все заняты своими профессиональными и повседневными делами. И наша общая задача состоит в консолидации общества вокруг триады традиционных ценностей — культуры, в том числе и буддизма, традиционных форм хозяйствования и национальных видов спорта. — К сожалению, мы растеряли былые традиции буддизма. Раньше буряты с малых лет воспринимали основы буддизма и органично развивались в лоне буддийской цивилизации. К буддизму я отношусь не как к религии, а как к цивилизации, которая в настоящее время во многом определяет развитие Азиатско-Тихоокеанского региона. Первый бурятский Хамбо-лама Дамба Даржа Заяев дал возможность бурятам приобщиться к буддизму, стать цивилизованными. И, безусловно, буддизм — ценнейшее духовное достояние Бурятии, как и всех народов Азии и других приверженцев учения во всем мире. По словам Хамбо-ламы, совершенно незаслуженно потеряны традиции национального скотоводства, практически утрачены породы монгольской лошади, бурятской коровы, курдючного барана породы буубэй и бурятских волкодавов хотошо. Эти четыре вида домашних животных спасали людей на протяжении многих тысячелетий.

Деревенские должны быть богаче городских

Городское население стремительно растет, а сельское население уменьшается. Мы, духовенство, предлагаем пути возрождения традиций. Здесь все просто — большинство дацанов находится в сельской местности и живет благодаря подаяниям сельчан. И когда слабеет деревня, не могут развиваться и дацаны.

— Мы должны возродить основы сельского хозяйства, — отметил Хамбо-лама. — Уже сейчас мы возвращаем в села наших именитых борцов. Зоригто Цырендондопов, Ринчин Санжиев, Леонид Замбалаев и другие наши прославленные атлеты вернулись на родину, чтобы заниматься разведением бурятских пород скота. Они показывают пример, как стать богатыми духовно и материально на своей земле. Достаток села надо оценивать не по наличию школы или детского сада, а по количеству скота у людей на подворьях. Деревенские должны быть богаче городских. Тогда и городские задумаются о возвращении в село. Но на селе нужно подготовить условия — землю, восстановить традиционные породы скота, оказать помощь. Мы все должны помочь деревне стать богаче, тогда возродится духовное и культурное богатство. Голодный сельчанин не думает о Будде.