По живым мишеням

Жители деревни Кударейки подозревают в расстреле коров местного фермера

Пулевые ранения получили более двадцати коров деревни Кударейки Эхирит-Булагатского района. Почти все животные погибли, спасти удалось лишь единицы. Кударейкинцы уверяют, что это не первый случай расстрела скота. Несколько голов КРС пострадало таким же образом несколько лет назад, но тогда происшествие было менее масштабным и не получило широкой огласки. На этот раз владельцы личных подворий не желают замалчивать произошедшее.

Во всем виноват русский авось

В Кударейке коров держат практически в каждом доме. Стадо редко насчитывает менее десяти голов. Ухаживают за животными тщательно: заготавливают сено впрок, вовремя ставят необходимые прививки. Для местных жителей корова — это единственный стабильный источник заработка. Молоко, сметану и творог продают на иркутских рынках, горожане с удовольствием расхватывают натуральную продукцию. Небольшой семейный бизнес отлаживают годами, постепенно увеличивая стадо, приобретая постоянных покупателей.

Поэтому, когда на прошлой неделе неизвестный устроил расстрел коров, за свое стадо испугались многие. Но боятся за своих животных не все владельцы ЛПХ. За коровами нижней части деревни следит пастух, а вот животные из другой половины свободно гуляют, где им вздумается.

— За своих коров я абсолютно спокоен — они под присмотром — говорит Андрей Сафьянов, житель Кударейки. — Но повезло не всем — жители верхних улиц не могут найти пастуха. Никто не соглашается идти на эту ответственную, но низкооплачиваемую работу.

Серьезнее всего пострадали семьи Дрожжиных и Хабитуевых. Причем то, что их коровы погибли от пуль, они поняли случайно.

— Падеж начался с коров Марии Дрожжиной. Все признаки указывали на то, что животные наелись вредного рапса, — у них были сильно вздуты животы. На следующий день не пришла наша корова, мы пошли искать ее всей семьей, — говорит Татьяна Хабитуева. — Животное лежало на дороге уже мертвое. Отверстие от пули случайно заметила наша родственница. Тогда решили сделать вскрытие всем умершим коровам — и у всех в животах нашли пули.

В кровавой расправе семьи обвиняют местного фермера, на поля которого заходили коровы. Люди считают, что хозяин земли разозлился, увидев животных, свободно гулявших по посевам, взял оружие и выехал на охоту. — Пару лет назад этого человека уже обвиняли в подобном преступлении. Но тогда пострадало всего несколько коров и инцидент удалось замять, — говорит Татьяна Хабитуева.

Оправданны ли обвинения пострадавших, решит суд. Семьи уже подали заявления. Но если представить, что предположения верны, стоит задать два вопроса обеим сторонам: так ли уж сложно было собрать приличную сумму на заработную плату и нанять пастуха? И почему бы не огородить свои поля, чтобы животные туда не заходили?

— Мы предлагали фермеру сложиться, нанять объездчика и платить ему по десять тысяч рублей в месяц. За такую зарплату согласились бы работать многие. Но хозяин полей не согласился, — говорит Мария Дрожжина.

Счастливая Апрелька

Крепких еще вчера животных хозяева вынуждены были забивать. Нервы сдавали даже у мужчин — раненые коровы еле-еле добирались до родного дома и умирали на глазах у людей. Многие буренки были стельные и сбрасывали телят.

— Со стороны стрелявшего было бы гуманнее сразу убить животное, а не заставлять его так долго мучиться. Стрелял всегда в матку. Видимо, он хотел уйти от ответственности, выдав все за отравление, — говорит Сергей Хабитуев. — Мы вынуждены забивать своих кормилиц, а мясо продавать по заниженной цене. Из наших 16 коров уже забили 7. Скорее всего, сегодня придется колоть еще двух. Повезло только Апрельке — она смогла восстановиться после ранения.

Хабитуевы выезжали торговать сметаной и молоком раз в неделю. Выручали по четыре тысячи рублей. Этих денег хватало на то, чтобы снимать дочерям-школьницам квартиру в п. Усть-Ордынском (в Кударейке работает только начальная школа).

— Остались практически без средств к существованию. Надеемся, что с вырученных с продажи мяса денег удастся купить хотя бы двух коров и начать все заново, — говорит Татьяна Хабитуева. Если у Хабитуевых осталась хотя бы часть поголовья, то у Дрожжиных из 17 коров не выжила ни одна.

— Начинали с одной головы. Тринадцать лет потребовалось на то, чтобы встать на ноги. Я даже говорить до сих пор не могу от горя, — говорит Мария Дрожжина. — Утром так непривычно, что не нужно вставать, ухаживать за коровами. Тяжело заходить в пустующий хлев. Надеюсь, что виновные будут наказаны по всей строгости.

В полиции нам пообещали разобраться в случившемся. — Сейчас уголовной полицией проводятся оперативно-разыскные мероприятия по установке личности преступника. Есть определенные наработки. К сожалению, мы пока не можем раскрыть личность подозреваемого. Думаю, что в ближайшее время результат будет получен и мы сообщим прессе итоги расследования, — говорит участковый уполномоченный МО МВД «Эхирит-Булагатский» Алексей Ятогуров.