Голодных шахтеров никто не слышит

Работники Харанутского угольного разреза устроили забастовку

Рабочие Харанутского угольного разреза, находящегося на территории Эхирит-Булагатского района, устроили забастовку, прекратив добычу и вывоз угля. Работа была прекращена 28 июля, в четверг, вечером, на следующий день шахтеры пригласили журналистов на разрез, чтобы рассказать о задержках зарплаты и отсутствии условий для тяжелой работы. Забастовка продолжилась и в выходные. В воскресенье на разрез заехала другая смена, которая не работала в понедельник, поддерживая своих коллег.

Зарплату не выплачивают месяцами

Корреспондент местной газеты откликнулась на приглашение шахтеров и пришла на встречу в пятницу. Но дальше шлагбаума журналиста не пустил новый заместитель генерального директора Валерий Прокопьев, аргументировав запрет тем, что разрез является запретной зоной.

— В прошлом году корреспондентов радушно пропустили для написания статьи на благоприятную для руководства тему, а почему сейчас нельзя? — не сдавалась, желая пройти на разрез, журналистка.

Рабочим самим пришлось выйти к прессе. Смена — тридцать человек — спустилась для разговора к пропускному пункту.

— Почему вы не пускаете журналиста на территорию? — посыпались со всех сторон вопросы к Прокопьеву. — У нас тут ягодники гуляют, мы неоднократно видели... А почему представителям прессы нельзя, ведь это мы ее пригласили? Да у нас тут свободно бегает только этот волкодав (в тот момент на цепи спал белый пес величиной с теленка, который, кстати, задрал обычную дворнягу!).

— Мы тут практически как в тюрьме: условий для такой нелегкой работы никаких, у нас даже верхонки штучный товар, — возмущается диспетчер разреза Надежда Муравьева. — Хороший экскаватор недавно был продан, привезли старый...

— Вы заставляете блок на нем добуривать, а вы знаете, можно ли на этой машине добуривать? Уверены, что она кого-нибудь не убьет? — подхватили тему про замененный экскаватор шахтеры.

— И требуют из ничего сделать все и при этом по несколько месяцев не платят зарплату! — добавляет Надежда Егоровна. По словам работников разреза, случалось, что им по восемь месяцев не выплачивали деньги, а выдавали только авансы. На начало августа рабочие двух смен — а это порядка семидесяти человек — не получали зарплаты за летние месяцы, июнь-июль, последняя выплата была в мае, но и то частичная.

«Из месяца в месяц задержки», «У всех кредиты уже просрочены», «Семьи денег не видят», «На что детей в школу собирать» — шли разговоры среди собравшихся мужчин.

— Многие мужики тут живут впроголодь, потому что не на что купить еду! Разве на этой тяжелой работе можно такое допускать? — Говорит Надежда Муравьева.

По словам работников, на вопрос «Почему начались проблемы с зарплатой?» внятного ответа у руководства не нашлось.

— Проблемы начались в этом году. Сначала нам объясняли, что нет угля, хотя уголь был, машины заправлялись, сейчас уголь есть, почему нет денег? Потом нам объясняли, что потребитель за товар не заплатил, так когда уже мы увидим заработанное? — шахтеры не сдерживали эмоций, обращаясь к Валерию Прокопьеву. — Из-за сложившейся ситуации на разрезе началась текучка кадров: за полгода сменились пять горных мастеров, белазисты не задерживаются, бульдозеристы на вес золота, буровиков уговаривают из Тулуна приехать, в Усть-Орде таких специалистов нет, причем увольняющиеся не могут получить расчеты...

Легче не стало

География шахтеров, трудящихся на разрезе, широкая: специалисты приезжают из Иркутска, Черемхово, Тулуна, Нижнеудинска и Усть-Ордынского. И едут они из-за обещанных разрекламированных в объявлениях зарплат, которые, как потом выясняется, не выплачиваются. На вопрос «Сколько получают белазисты?» заместитель оперативно ответил:

— 25 тысяч за 180 рабочих часов.

— Двенадцать тысяч в месяц в январе, феврале, марте, — уточнил один из водителей БелАЗа.

— То, что было не при мне, я про это не говорю, — вставил Валерий Анатольевич и высказался о проблемах разреза: — Предприятие работает с убытками, оно не зарабатывает себе денег даже на зарплаты, металлолом сдают, чтобы купить ГСМ...

Заявленному шахтеры удивились, но обстановка легче не стала: — Вот у нас послезавтра смена заканчивается, а нам выехать не на что, и жить на что-то надо, и обратно на следующую смену на какие деньги приезжать? Это наши три главных вопроса, — сказали они. Ответить на них должен был генеральный директор Харанутского угольного разреза Алексей Дмитриев, приезд которого в пятницу ожидался, но так и не состоялся.

По состоянию на вторник, 2 августа, на разрез заехала вторая смена, которая в понедельник также простаивала, ожидая зарплаты. Работникам, но не всем, выплатили по пять тысяч рублей. Как будет развиваться ситуация дальше? Так как руководство разреза является спонсором строительства Усть-Ордынского дацана, возможно, долгожданные комментарии пресса получит на его открытии, которое состоится уже сегодня. В любом случае журналисты округа будут держать вопрос с выплатами заработной платы рабочим под особым наблюдением.