Бурятский эпос для петербуржцев

Жительница Усть-Ордынского Светлана Андреева удивила педагогов академии имени Репина

Светлана Андреева — художница из Усть-Ордынского, которой удалось поступить и в этом году окончить с красным дипломом Санкт-Петербургскую академию имени Ильи Репина. Несмотря на то что она только начинает карьеру, ее уже заметили именитые художники. О годах учебы, о трудностях, которые преодолела девушка, нам рассказала она сама.

— Светлана, у вас три похвалы академического совета и две золотые медали Российской академии художеств. Что значит для вас столь успешное окончание учебы?

— Завершился очередной этап в моей творческой деятельности. Позади шесть лет обучения в академии. Они промчались на одном дыхании. Я очень признательна академии за учебно-творческие практики, которые были у нас в Пушкинских Горах, Михайловском, на побережье Черного моря в Алупке, в Архангельской, Вологодской областях. Годы, проведенные в стенах классической академической школы, самые лучшие. В общем, то, о чем я мечтала, сбылось. В этом заслуга моих родителей, и я в неисчерпаемом долгу перед ними. Очень признательна им за терпение и поддержку, которую они мне оказывают. И должна попросить прощения за свой неуправляемый характер.

— Расскажите о своей дипломной работе.

— В июле состоялась защита моего диплома «Гэсэр». Я выполнила его в офорте, техника — травленый штрих. Как и планировала изначально, оформила иллюстрации в кожаную папку, украшенную латунью. Чтобы форма соответствовала содержанию. Выбрала тему не просто так. Я хочу возродить интерес к многогранной истории и забытым традициям малой родины. Работа над дипломом была огромным наслаждением. На мой взгляд, невозможно было работать как-то иначе, если ты сам являешься наследником богатой культуры своего народа. Эпосу «Гэсэр» более тысячи лет, это традиции, которые передаются из поколения в поколение, из века в век. То, что заложено генетически, на кончиках пальцев моих рук, непроизвольно отображало реальность, в которой жили мои прародители. Самой высокой оценкой для меня послужило то, что один из моих преподавателей на очередном просмотре сказал мне: «Когда смотрю на ваши работы, слышу, как звучит горловое пение». После таких слов я поняла, что не имею права на ошибки и чувствую огромную ответственность быть посредником между прошлым и будущим культурным наследием. Мой рецензент отметил, что это не последняя работа студента, а первая самостоятельная работа сложившегося художника. Проектом заинтересовался один издатель. Так или иначе, я хочу осуществить свой замысел и издать «Гэсэр». И пусть тираж будет небольшой, зато это будет эксклюзивное, редкое издание.

— Наверное, это огромный духовный и физический труд — быть художником?

— Нужно много работать, постоянно рисовать. Быть требовательным к себе, и тогда будет что-то получаться. Изобразительное искусство — это взлеты и падения, победы и поражения. Были моменты, когда хотелось все бросить и отказаться от этого вида деятельности, заняться чем-то другим, более востребованным. Но ежедневная однообразная рутина снова и снова убеждала меня в том, что никем, кроме художника, мне быть неинтересно. Для меня это не просто профессия, это образ жизни. Благодаря своему делу я поняла, что в жизни необходимо смотреть далеко и думать глубоко. Не размениваясь на мелочи жизни, уметь абстрагироваться. И быть самодостаточным человеком. Не стоит гнаться за обогащением, не надо переизбытка и перенасыщенности. Всего должно быть достаточно, не более. Надо быть терпимее и сдержаннее, в последнее время очень часто на своем опыте в этом убеждаюсь. Необходимо любить свое дело, тогда получится создать то, что будет убеждать своей содержательностью.

— Какие у вас планы на будущее?

— Собираюсь провести персональную выставку в Улан-Удэ. Ведь до Санкт-Петербургской академии я училась в Бурятском училище культуры и искусства, и там у меня остались друзья и знакомые, с которыми мы нечасто видимся, но общаемся и поддерживаем отношения, хочу с ними встретиться. Также мне бы хотелось познакомить уланудэнцев с моим творчеством. И конечно же, очень хочется принимать участие в больших выставочных проектах и конкурсах, но они, как правило, зачастую коммерческие. Для того чтобы поучаствовать в выставке, художнику требуется заплатить немалую сумму. Помимо участия необходимо оформить свои работы, а оформить хочется достойно, и к тому же транспортировка требует определенных затрат. Я, к сожалению, не имею такой возможности. Но отчасти именно эти выставки иногда служат судьбоносным событием в жизни художника.