«Золотые пески» превращаются в свалку

Туристы, отдыхающие в Осинском районе, оставляют после себя горы мусора

На Байкале отдыхать холодно и дорого, поэтому все больше людей предпочитают проводить долгожданные выходные дни на «золотых песках». Особенно любят песчаные пляжи возле поселка Рассвет иркутяне. За три часа из шумного города можно попасть в настоящую сказку. Теплая вода, желтый песок, потрясающая природа Осинского района... Вот только сами осинцы все меньше радуются такому наплыву гостей. Буквально за несколько лет из спокойного чистого поселка Рассвет превратился в населенный пункт с проблемами экологического характера.

Мусор на месте остановки

— Рассвет — поселок красивый, есть и сосновая роща, и старинные дома, и залив. А теперь к нашим достопримечательностям добавилась свалка. И расположена она прямо на въезде, на автобусной остановке. Мы периодически очищаем землю от мусора, но через несколько дней видим, что наши труды были напрасны, — говорит Марина Алексеенко, жительница Рассвета.

Марина приехала в Рассвет из Иркутска в гости. Приехала, да так и осталась. Очень уж ей понравились эти места. Здесь вышла замуж, родила сына. Возвращаться в город не собирается. Говорит, что в поселке несравненно лучше.

— Всего каких-то семь лет назад Рассвет был гораздо чище. Больно видеть, как люди приезжают, пользуются пляжами, отдыхают, а потом уезжают, оставляя после себя кучи мусора. Но это еще полбеды, многие туристы строят на месте стоянки импровизированные туалеты — проще говоря, роют ямки. После подъема воды все содержимое ямок попадает в воду, которую мы берем из залива для личных нужд. Пользоваться водой из колонок жители Рассвета не могут из-за большого содержания извести, — продолжает Марина. — Да и скот может съесть что-нибудь со свалки. Члены семьи Алексеенко не единственные, кто возмущен поведением туристов. От присутствия посторонних людей в Рассвете выигрывают только магазины — люди делают там закупки, отправляясь отдыхать на берег. Даже рыбаки, которые в принципе могли бы приторговывать рыбой, не видят большой пользы от развития туристической отрасли.

Нелегальные хвосты

— Да, рыбу здесь продают единицы. Омуль, лещ, сом в больших количествах клюет в начале июня, когда туристов еще мало. Весь улов, по договору, бригады сдают в Осу. В частном порядке могут, конечно, продать или обменять на продукты несколько хвостов, но ни о каком обогащении речь не идет, — говорит Георгий Кряжев, житель Рассвета, рыбак. — А вообще несанкционированная продажа запрещена законом, за такое могут лишить лицензии. Поэтому и нам от туристов только вред — весь берег в мусоре, он попадает в воду. Не нужно, я думаю, объяснять, как такая ситуация влияет на рыбу.

Во всем Рассвете можно насчитать всего пару объявлений о продаже рыбы. И если предприниматели, торгующие возле Байкала омулем, не боятся никаких проверок, то в Рассвете предпочитают особо не рисковать. Коптят и продают по тридцать рублей за хвост только те, кому некуда устроиться на работу.

Рыбацкий бригадир

— Солидную выгоду от туристов получают только те, кто успел сориентироваться и вовремя взять землю возле пляжа в аренду у местной администрации. Земли около залива поделены на муниципальные и федеральные. Несколько лет назад муниципальные были взяты в аренду. Там появились кафе, прокат лодок, различные услуги для туристов. Въезд туда платный — 250 рублей за сутки с машины. И хоть по идее за порядком должны следить арендаторы, они зачастую этого не делают. А на землях федерального значения вообще царит полная анархия, процветает дикий туризм, денег за въезд никто не берет. Так что спросить за мусор там не с кого, — говорит Георгий Кряжев. — Как раз в таком месте стоит домик нашей рыболовецкой бригады. В нем постоянно живет бригадир Геннадий Ломов. Он как может следит за пляжем.

И действительно практически целые сутки Геннадий Ломов сидит около дома, в котором останавливается бригада. Солидный возраст не позволяет бывалому рыбаку выходить в дальние плавания, но свои обязанности как бригадир он выполняет отменно.

— Для меня рыбак — самая лучшая профессия. Чего только море не выкинет! Нужно быть готовым ко всему. Тут и шторма бывают. Как-то недалеко отсюда прибило с соседнего берега целый дачный домик со всей мебелью. Живу на берегу с ранней весны до поздней осени, а зимой уезжаю домой в Шелехово, помогаю правнуков нянчить.

Ломов — рыбак с детства, хотя долгие годы проработал шахтером, строил БАМ, а потом, после выхода на пенсию, нашел такую необычную работу. — Тут все меня знают — люди приходят за рыбой, я ее всегда бесплатно отдаю, иногда, правда, беру продукты, чтобы в поселок реже ездить. Спуск к заливу довольно сложный, в плохую погоду вообще выбраться на старенькой машине трудно. Туристов к строениям, принадлежащим бригаде, я близко не подпускаю. Люди приезжают, ставят палатки поближе к воде. Среди гостей есть всякие — кто-то каждую бумажку подберет, а кому-то закон не писан. Стараюсь делать внушения, практически всем становится стыдно, и они убирают за собой. Но за всеми компаниями уследить невозможно, — говорит Геннадий Ломов.

«Лучше места не нашлось»

Впрочем, особо за туристами следить некому. А становится их с каждым годом все больше и больше. Сейчас, в июле, самый пик сезона. Круглосуточно дорога до залива стоит в облаке пыли от проезжающего транспорта. Красная глинистая дорога пылит так, что видимость становится нулевой.

— Сколько раз мы предупреждали арендаторов муниципальной земли о соблюдении правил вывоза мусора! Но арендаторы сдают участки в субаренду, а отвечать за нарушения часто не хочет никто, — говорит Николай Шобохолов, глава МО «Усть-Алтан». — Недавно дело сдвинулось с мертвой точки. Было решено, что сваливать отходы можно будет на месте бывших силосных ям. Это, конечно, тоже не лучший выход, ведь ямы расположены недалеко от Рассвета, но пока лучшего места не нашлось. Остановку в очередной раз почистили, будем надеяться, что теперь, после появления легальной свалки, мусорить на въезде в Рассвет перестанут. В наше образование входят два населенных пункта — Рассвет и Усть-Алтан. Так вот жителям последнего от туристов приходится особенно туго — из-за пыли, которую поднимают машины, люди даже белье на просушку повесить не могут. Остановить поток туристов невозможно. Выход — асфальтировать хотя бы небольшой участок дороги возле села. В прошлом году дорога перешла в ведомство региональных властей, зимой стал ходить грейдер. Надеюсь, что вскоре на участке сделают ремонт и всем станет хотя бы немного легче дышать.