Курбан-байрам для сибирского татарина

В Аларском районе благодаря стараниям Розы Шагисултановой возродили традиции татарского народа

Иркутская область многонациональна. Здесь живут белорусы, армяне, татары, буряты, многие другие, даже представители таких малых народностей, как тофы и вепсы. Радует, что в области нет конфликтов на национальной почве, что живем мы дружно. Да и что нам делить — всех нас связывает одна забота об общем доме, общей земле. К сожалению, в советское время забылись многие национальные традиции и обычаи. А ведь помнить о своих корнях, о своих предках очень важно. В Аларском районе живет удивительная женщина — Роза Шагисултанова. Благодаря ее инициативе в районе после десятков лет забвения были возрождены традиции татарского народа.

Чай по татарскому рецепту

Дом Розы Шагисултановой стоит недалеко от центра поселка Кутулик. Просторный, сделанный основательно, на века, он как будто бы специально рассчитан на то, чтобы в нем было удобно не только его жителям, но и гостям, которых, кстати, дом за свою жизнь перевидал немало. Очень уж гостеприимна его хозяйка. Роза Хатыповна — женщина в Аларском районе известная, знают и любят ее все поколения жителей. И молодежь, и даже люди старшего возраста не считают зазорным спросить совета у этой женщины. Знают, что встретит она с улыбкой, несмотря на собственную занятость, усадит гостя за стол и, перед тем как начать разговор, нальет вкусного чая, заваренного по особому татарскому рецепту.

Рецепт этот достался ей от мамы. И вроде бы ничего особенного в нем нет: слоями нужно налить молоко, затем заварку и только потом кипяток, но вкус получается необычный. «А ведь наливать нужно с любовью и уважением, думая о том, кому наливаешь», — полушутя-полусерьезно говорит хозяйка. В родительском доме, который и по сей день стоит в Нукутском районе, никогда не забывали своих корней. Между собой разговаривали только на языке предков. Родители частенько ездили на татарский праздник Сабантуй в родную деревню Шаховскую Аларского района. Но и про требования современной жизни в семье помнили — именно поэтому все шестеро детей получили высшее образование. Видимо, такой сплав традиций в сочетании с современностью и сформировал уникальный характер Розы Хатыповны.

Всемирный конгресс и деревенские праздники

Выучившись на агронома, Роза попала по распределению в Балаганский район. Там на вечеринке познакомилась с молодым бравым парнем. Позже переехала в Кутулик. Восемнадцать лет проработала в райкоме, была председателем партийной комиссии. Затем, уже в девяностые, заведовала отделом кадров районной администрации. А потом судьба связала ее с районной библиотекой. История эта началась вроде бы с пустяка — работники библиотеки, зная внимательное отношение Розы Хатыповны к родной культуре, попросили ее оформить стенды, посвященные татарской национальности. В библиотеку как раз поступило несколько красочных изданий на эту тематику.

Стенды тогда привлекли большое внимание посетителей. Люди приходили, просили рассказать об истории татарского народа, задавали волнующие вопросы. И тогда вдруг стало понятно — а ведь татары, проживающие в Аларском районе, не просто разобщены и не помнят элементарных традиций своих предков, они их не знают. Рассказать, кто же были их предки, как правильно отмечать праздники, как звучит родной язык, было некому. А интерес был... Тогда в библиотеке решили устроить первый в истории Аларского района вечер татарской культуры. Было это 27 мая 1997 года, а уже через месяц — в июне — делегация из Алари выехала на II Всемирный конгресс татар в Казань.

Татар из Сибири встретили хорошо. Вернулись под впечатлением от города, масштабности мероприятия и от того, сколько, оказывается, в мире татар и как они чтят свои обычаи. Появилось желание не отставать и начать возрождать родную культуру. Ведь татары в Аларском районе по численности занимают третье место после русских и бурят.

Больше всего представителей этой национальности в деревне Шаховской. Именно там было решено устраивать большинство мероприятий. Чего только не придумал татарский культурный районный центр во главе с Розой Хатыповной за эти годы. Даже организовали обряд имянаречения — в этот день у мусульманских народов принято дарить подарки самому маленькому жителю местности, где отмечается праздник. Среди подарков обязательно вручают пожелание, которое человек может прочесть только в свой двадцатый день рождения. Не забывают и самого пожилого жителя. Ему также подготавливают специальные подношения. И сейчас Роза Шагисултанова замирает, вспоминая торжественные минуты праздника. «Не сомневаюсь, что девочке, которой в тот день был посвящен обряд, родители смогут дать достойное воспитание», — говорит она.

Конечно, такая бурная общественная деятельность не могла остаться незамеченной у властей. Помогали власти округа, а мэр района устроил невиданный по размаху праздник — окружной Курбан-байрам. Гуляли тогда от души — на мероприятие съехались татарские делегации со всех районов Усть-Ордынского округа и области. Был и муфтий Иркутской области Фарид Мингалеев. По традиции двери домов верующих в тот день были открыты, а всех желающих угощали бараниной и пловом.

Дело, начатое в девяностые, живет и сейчас. Роза Хатыповна старается по возможности бывать в Шаховской, помогает организовывать праздники. Но и там уже появились люди, способные самостоятельно развивать дело сохранения традиций. Особенно Роза Шагисултанова выделять никого не хочет, но с радостью рассказывает, как хорошо работают сестры Александровы, какое неоценимое дело проводит Хамия Тухватуллина.

Молитва бабушки

О себе Роза Шагисултанова говорить не любит. «Да она же у нас золотая женщина. Если бы не Роза Хатыповна, мы бы так и сокрушались, что татарская культура забыта, а не взялись за ее возрождение, — рассказывает директор межпоселенческой центральной библиотеки-музея имени А.Вампилова Вера Петрова. — Как раз сейчас я занимаюсь оформлением грамоты для этого человека, вручим ко дню 75-летия нашей библиотеки. Благодаря ее личным качествам удалось организовать и провести множество праздников, центр татарской культуры стал площадкой для объединения аларских татар. Именно она наладила отношения с имамом-хатыбом Фаридом из Иркутска, который теперь всегда приезжает к нам в район, гостит в ее доме. Она замечательная хозяйка». Любовь к чистоте — главная отличительная черта татарского народа, говорят в Кутулике. Что такое настоящая хозяйка, Розе Хатыповне своим примером показала бабушка.

— На каникулы я частенько ездила к бабушке Ханифе. Она была потрясающая женщина. Тогда все жили бедно, но, несмотря на обстоятельства, дом настоящая татарка должна уметь вести всегда. Пол в бабушкином доме был выскоблен добела, посуда вычищена, сама бабушка, всегда опрятная и радушная, с удовольствием встречала гостей и родственников. Укладывая меня спать, она никогда не забывала прочитать надо мной мусульманскую молитву. Всевышнего она просила о моем благополучии и здоровье, — вспоминает Роза Шагисултанова. Сама Роза Хатыповна, усвоив бабушкины уроки, отлично воспитала двоих детей, а сейчас помогает растить трех внуков. Растут они неугомонными — в бабушку. Паша ходит в футбольную секцию, друзья-одногодки Вася и Юля — настоящие организаторы, не пропускают ни одного школьного мероприятия, а недавно Юля вступила в пионеры.

Так бегло по-татарски, как их знаменитая на весь район бабушка, внуки не говорят. Но, бывая у нее в гостях, вставая из-за стола, неизменно поблагодарят за угощение на языке предков. А угоститься у бабушки всегда есть чем. Отлично получаются у хозяйки и татарские блюда — бэлиш, кыстыбай, и бурятские — саламат, бухлер, позы. — А как иначе, нужно знать и уважать свои традиции, но и не забывать те, которых придерживаются твои ближайшие соседи, — искренне считает Роза Шагисултанова.