Ударить по бездорожью

В округе за это лето обещают отремонтировать самые проблемные дороги

То, что дороги Усть-Ордынского округа далеки от совершенства, объяснять не нужно. Каждый, кто хоть раз съезжал с федеральных трасс на проселочную дорогу, знает, что такая поездка грозит не только сильной тряской, но и разбитым автомобилем. Есть в наших районах и такие места, где в плохую погоду вообще лучше остаться дома, — дороги превращаются в жидкое месиво, проехать по ним можно только на вездеходе. Местные жители уже даже привыкли к таким обстоятельствам и подстраивают свои дела под капризы природы. Особенно много населенных пунктов с подобными проблемами в Аларском районе. Этим летом власти обещают исправить ситуацию на самых сложных участках. Сметы составлены, деньги перечислены, и на некоторых дорогах уже начался долгожданный капитальный ремонт. За тем, как проходят работы, решил проследить Сергей Серебренников, заместитель председателя правительства Иркутской области, руководитель Усть-Ордынского Бурятского округа. Вместе с ним в рейд отправились и корреспонденты «Окружной правды».

Золотые километры

На дороге Иркутск — Качуг — Захал работы начались еще 30 мая. По плану здесь должны отремонтировать 9358 метров — для непосвященного человека не так уж и много. Но работники дорожной службы уверяют в обратном.

— Работ по замене полотна здесь не было несколько десятилетий, хотя по плану капитальный ремонт должен проводиться раз в двенадцать лет, — говорит Владимир Усов, директор Усть-Ордынского филиала ОАО «Дорожная служба Иркутской области». — А ведь это, можно сказать, дорога стратегического назначения. Именно по ней возят гравий с карьеров, который добывают неподалеку. Да и населения тут живет много, работают фермерские хозяйства. Для них возможность ездить по нормальной трассе тоже важна.

 Проект рассчитан на два года. В этом году должны сдать половину дороги (4,5 км) и полностью подготовить земельное полотно, чтобы следующим летом приступить к его асфальтированию. Всего на эти цели предусмотрено 75 миллионов рублей: 50 — в этом, 25 — в следующем. Но дорожники уверены, что закончить объект нужно этим летом, ведь подготовленное полотно на оставшейся половине участка может не пережить зиму и его опять придется доделывать.

С просьбой выделить оставшиеся 25 миллионов именно в этом сезоне Владимир Усов обратился к Сергею Серебренникову. — Вашу просьбу понял, она обоснованна. Обещаю, что постараемся найти деньги этим летом. Займемся вопросом в ближайшие дни, — пообещал Сергей Васильевич.

Если произвести нехитрые математические расчеты, получается, что один километр на Захальском участке стоит в среднем 8,3 миллиона. Такие большие цифры, по словам Владимира Усова, вполне оправданны, ведь для того, чтобы привести трассу в порядок, нужно заменить дорогостоящие трубы, положить асфальт, который не рассыплется через пару лет. На сегодняшний день дорожники уже успели сделать многое: отсыпали полотно, установили часть труб. Обещают, что успеют справиться в срок. Хотя есть и особо проблемные вопросы, например по расширению участка полотна на повороте. Это поможет избежать многих аварийных ситуаций. Раньше поворот загораживал небольшой холм, который значительно снижал видимость. Изменения оценят все водители. Дел, по словам рабочих, много. Нужно торопиться. А так как в дождь работать нельзя, на счету каждый солнечный день.

Свалку облагородят

Проблем дорожникам добавила и знаменитая усть-ордынская свалка, которая занимает одну из сторон трассы. По словам Евгения Кулебякина, директора по производству Усть-Ордынского филиала ДСИО, перед началом работ нужно было очистить края дороги. На это технике понадобилось целых шесть дней. Что же делать с несанкционированной свалкой?

— Проблема серьезная, — говорит Игорь Усов, мэр Эхирит-Булагатского района. — Могу сказать, что она будет решена в 2013 году. Район вошел в программу по сохранению экологии Байкала. Сейчас идет вывод площадей, на которых расположена свалка, из категории земель сельскохозяйственного назначения. Через два года сюда придет фирма, которая обустроит территорию, создаст здесь цивилизованный склад ТБО. Перерабатывать мусор работники компании будут за пределами района.

Центр и районы ждут ремонта

Перемены к лучшему ждут и центр округа. За неухоженный вид и разбитые дороги п. Усть-Ордынский ругали бессчетное количество раз. — В этом году впервые на ремонт дорог в поселке выделено 40 миллионов рублей. Бюджет консолидированный — это деньги области, района и муниципалитета. Сумма значительная. И использовать ее нужно по-хозяйски, — говорит Сергей Серебренников. — Нужно сделать так, чтобы мы могли гордиться Усть-Ордынским, чтобы наши прекрасные женщины могли спокойно ходить на каблуках. Обещаю, что ремонт коснется не только центральной улицы Ленина.

Делегация побывала на улице Мичурина. Именно на этой улице построено много новых, красивых домов, а вот дорога оставляет желать лучшего. Даже если положить здесь новый асфальт, проблемы это не решит. Перед строительством нужно сразу подумать и о создании ливневой канализации, кюветов, куда будет стекать вода. По словам сотрудников администрации Эхирит-Булагатского района, проектно-сметная документация уже полностью подготовлена, все нюансы, касающиеся выхода дождевой и талой воды, учтены с учетом особенностей расположения русла местной реки.

— Ремонт ждет все районы округа, на это в бюджете области есть 84,3 миллиона рублей. Например, долгожданный ремонт коснется дорог Аларского района, там в этом году отремонтируют трассы до Ныгды, Алят, Бахтая. Кроме того, починят мосты — в среднем по два моста в каждом районе. Такие работы нужны не только для того, чтобы было удобно ездить. Важно, чтобы люди, живущие далеко друг от друга, могли чаще видеться, общаться между собой, — говорит Сергей Серебренников.