Рыбачьи байки под новогоднюю уху

Мужчины из старинного села Казачьего ходят на сома и ловят лещей ведрами

Рыбаки из Казачьего ждут весны — в январе на Ангаре на достойный улов рассчитывать нечего. Хотя любители подледной ловли есть и в этом селе — рыбаков и охотников всех мастей здесь много. Правда, еще несколько лет назад их было в разы больше — в одном только Казачьем было зарегистрировано три группы мужчин. Сейчас же постоянно на добычу зверя выходят лишь несколько человек. С чем же связано такое резкое сокращение желающих поохотиться и отвести душу, подкарауливая крупную рыбу? Может быть, в местных лесах из-за незаконной рубки тайги стало меньше дичи? Оказывается, зверь, по крайней мере в Боханском районе, есть, а вот права на его добычу у местных охотников нет. Охотиться и рыбачить нелегально рискует не каждый мужчина, вот и получается, что в лес и на лед местные добытчики выходят реже. Но нам все-таки удалось найти настоящих охотников и рыболовов, которые поделились своими историями и рассказали, почему возникла такая ситуация с лицензиями.

Черви с запасом на зиму

— Весной здесь елец берет, зимой — окунь, но в зимнее время многое от удачи зависит: можно поймать, а можно и нет. Зато в обычное время у нас на Ангаре чего только не ловится: и елец, и щука, и налим заплывает, — перечисляет свой обычный улов рыбак со стажем Сергей Паращенко. Рыбачит мужчина с детства — вырос в Укыре, в местной небольшой реке Иде в те времена чего только не ловили, даже хариуса вытаскивали. Переехав с Казачье после женитьбы, Сергей Иванович своим привычкам не изменил, вот уже тридцать четвертый год ходит посидеть на залив Ангары с удочкой. Тем более что живет он на Евсеевской улице, которую вполне можно назвать рыбачьей — от домов до залива несколько минут ходьбы, так что рыбку ловят многие. Рыбака Паращенко знают именно как специалиста по зимней рыбалке. От таких эпитетов Сергей Иванович, смущаясь, открещивается, но, хитро прищуриваясь, все же соглашается открыть некоторые секреты и показать свои владения.

— Удочку, тем более для зимней ловли, под силу сделать даже начинающему. Достаточно немного фантазии проявить. Вот, например, телескопическое удилище я предпочитаю свое, ручку, чтобы удобнее было, я сделал из пластиковой упаковки аспирина, а к магазинному пока приспособишься! Да и мормышки тоже сам мастерю. Заготавливает Сергей Иванович сам не только снаряжение, но и прикормку. Из-за близости залива земля на огороде влажная, дождевых червей там водится предостаточно.

— Храню червей в обычной фляге, по осени их нужно накопать, засыпать землей и иногда подкармливать заваркой, тогда у вас всегда будет с чем пойти на подледную ловлю.

В морозы Сергей Иванович не рыбачит — шансов поймать рыбку практически нет. А вот с наступлением оттепели удержать его дома трудно. Помогает чистить рыбу жена, улов отдают детям и внукам, не прочь полакомиться и кот Васька, который, несмотря на свой четырехлетний возраст, весит столько, что поднять его непросто.

— Бывают такие зимы, что и не выберешься, вот в прошлом году Ангара на полтора метра промерзала. Какая уж тут рыбалка! Можно ноги обморозить, а ничего не выловить. А вообще-то стараюсь к празднику всегда рыбки домой принести. Вот хотя бы на новогодние праздники гостям уху подать — всегда хорошо идет!

Это ж не свинья, это ж осетр

На той же Евсеевской улице, буквально наискосок от Паращенко, живет не менее знаменитый рыбак и охотник — Алексей Плынский. Несмотря на рыбацкую конкуренцию, говорят друг о друге мужчины только с уважением. — Напишите про моего соседа Сергея Ивановича, — просит Алексей Петрович, — он же лещей ведрами носит. Как, уже были? — Ну, тогда, конечно, милости просим, заходите, пожалуйста, — приглашает рыбак. — Я-то больше охотник, но и рыбку поудить люблю. Эх, повезло же моему соседу с огородом, червей он, видели, каких заготавливает? — говорит Алексей Плынский. — А мне их покупать приходится. У нас до февраля на заливе мертвый сезон, только самые опытные на лед выходят. Я больше люблю ловить рыбку летом, особенно ходить за сомом. Его у нас в избытке ловится, но вот вытащить крупного сома — большая удача, уж больно рыба хитрая.

Разные случаи из рыбацкой практики может порассказать Плынский. И про сомов истории имеются.

— Однажды мой друг рыбачил в районе Барановского залива. Там и ягодные места есть. Взял он, значит, и жену с собой. А в этом заливе есть грот — очень удобный, возле него и поставили лодку. Пришли из леса, и жена решила искупаться. Вдруг из-под лодки на нее поплыло огромное бревно. Очень она испугалась, начала кричать. Муж прибежал, быстро понял, в чем дело, и прогнал по башке сома колом. Друг потом рассказывал, что такого злого взгляда никогда не то что у рыб — у людей не видел. От удара сом дернулся и ушел в грот. Друг не растерялся, перегородил вход в грот сетью и стал ждать. Долго они друг друга испытывали, пока раненый сом не сдался. Так вот вес у него был 64 килограмма, а величиной был почти с лодку-казанку, длина которой составляет 4 метра 25 сантиметров. Так что не зря я говорю — сом рыба хитрая, просто так не сдастся, за ней поплавать приходится.

Ездит Алексей Плынский рыбачить на Илгу, любит Бильчирский залив, где можно поймать сазанов. Повадки местной рыбы знает очень хорошо, но самый запоминающийся рыбацкий случай произошел с ним буквально возле дома.

— Решили мы как-то летом с мужиками порыбачить. Вышли на бережок, вдруг плывет мимо что-то непонятное. С берега и не разглядеть — не то свинья, не то бревно. Решили проверить, быстро надели сапоги и сиганули в воду.

Каково же было всеобщее удивление, когда на берег четверо мужчин с трудом вытащили осетра. Рыба, впрочем, оказалась мертвой, но все равно масштаб поражал: в длину осетр достигал 1,8 метра. Каков был вес, осталось загадкой. Один из рыбаков рассказал историю, что однажды в деревне возле Байкала рыбаки принесли такого же мертвого осетра. Ели его все, после чего деревня исчезла с карт, так как в живых никого не осталось. После такого рассказа было решено не кормить уловом даже свиней, и долго еще птицы и местные собаки ели необычную рыбацкую находку.

— Скелет осетра потом украшал наш берег. Больше всего было жалко бросать черную икру, но есть тоже было страшно. Интересно, что рыба была без внешних повреждений. Видимо, ее случайно оглушило и она приплыла к нам с верховий Ангары, где, по рассказам старожилов, водились осетры.

Потерявшиеся архивы

Собраться на рыбалку или охоту раньше для мужчин из Казачьего было не проблемой, в каждой семье были и снасти, и ружья. Село удобно расположилось недалеко от леса на самом берегу залива. Правда, в последние годы рвения у местных мужчин поубавилось.

— Раньше ведь организации, имевшие права выдавать и продлять охотничьи билеты, выдавать лицензии на отлов и добычу зверя, были в каждом районе. Но несколько лет назад Боханское районное отделение передали в ведомство Осинского. Видимо, часть данных при передаче утеряли. А ведь если получать билет с нуля, получится, что я начинающий охотник и не имею таких прав, как добытчик со стажем. Правда, все данные есть в Иркутске. Но туда не каждый поедет — Казачье далеко, билет стоит недешево, да и бензин дорогой. Хорошо, что мне помогают дети, которые живут в областном центре, но ведь такая возможность не у всех есть, — говорит Алексей Плынский.

По словам Алексея Петровича, охотиться без лицензии решаются не многие. Казачинцы хотели бы добывать зверя, который, кстати, в местных лесах есть, честным путем.

Можно ли переоформить билет в Осинском обществе рыболовов и охотников и как продлять его самым удобным способом? Об этом мы обязательно узнаем, а ответ официальных органов напечатаем в одном из номеров «Окружной правды».