Камень на камне

Фермеры малочисленной деревни Каменки не могут поделить землю

Деревню Каменку Баяндаевского района от шумной трассы скрывает крутая гора. Проехать в населенный пункт, не зная нужного пути, сложно — дорога сильно разбита. Под колеса машины бросаются стаи непуганых куропаток, люди в этих местах бывают крайне редко. Да и к кому ездить — в деревне вот уже несколько лет живет единственная семья Смолиных, да и они еще в прошлом году выказывали желание навсегда покинуть насиженное место. Ситуация может измениться совсем скоро. На эти земли пришел новый фермер, пожелавший строить тут свое хозяйство. Однако не все оказалось так гладко: новые и старые владельцы никак не могут поделить землю и решить, кому и как заниматься сельским хозяйством.

Последние жители

Анатолий Григорьевич Смолин живет в Каменке с молодости, в 62-м году он познакомился со своей будущей женой Галиной. Поселились поближе к родителям жены, и жизнь потекла своим чередом. Один за другим родились две дочери и два сына. После развала Союза решили заняться фермерским хозяйством. Смолины и подумать не могли, что им суждено остаться последними жителями деревни.

— Ближайший к нам населенный пункт — Бадагуй — находится всего в семи километрах. Многие после закрытия фермы переехали жить туда, перевезли свои дома на новое место. Но некоторым податься было некуда, одним из последних в дом престарелых уехал наш сосед, — говорит Галина Павловна.

Камня на камне не осталось от когда-то многочисленной и шумной деревни. Трудно поверить, но всего два десятилетия назад жизнь в Каменке ничем не отличалась от жизни других больших деревень: работали детский сад, школа, была большая ферма на 500 голов, клуб, магазины. Сейчас осталось два дома — в одном, покрепче, живут Смолины, а в другой, уже изрядно покосившийся, въехала семья рабочих, присматривающая за имуществом нового фермерского хозяйства.

Неприятная история

История эта началась в прошлом году, начало у нее было хорошее, а вот окончание неясно до сих пор. У Анатолия Смолина был хороший друг, дружили мужчины с молодости, ссор между ними не бывало никогда, пока отношения не испортил имущественный вопрос.

— Другого жилья, кроме вот этого, в Каменке у нашей семьи нет, — говорит Анатолий Смолин. — Дети тоже вынуждены снимать квартиры, поэтому на семейном совете мы решили продать дом и землю и начать строиться рядом с Шелеховом. Так как мой друг давно говорил, что его сын хочет начать заниматься фермерским хозяйством, я решил продать часть земли именно этой семье.

По словам Смолиных, речь шла о том, чтобы продать 7 га, а 122 гектара отдать в аренду. Друзья заключили устное соглашение, и работа на участке вновь прибывшего жильца закипела. Но со временем Смолиным перестало нравиться то, как распоряжается землей новый фермер.

— Сейчас в моем хозяйстве 27 голов КРС, стадо нужно кормить, а новые поселенцы залезают на мои сенокосные угодья, нагло заходят своей техникой на мою землю. Летом они перегородили реку, запустили гусей, а ведь коровам нужна чистая вода. Разговоры ни к чему не привели, но когда мы решили разорвать договор, было поздно — фермер уже плотно зашел на участок, — говорит Анатолий Григорьевич. На данный момент речь идет о 9 сенокосных гектарах, которые Смолин не намерен отдавать бывшему другу.

Земельный конфликт, не подкрепленный всеми нужными бумагами (документы оказались не в порядке, как у Смолиных, так и у нового предпринимателя), вышел за рамки личного. Проблемами межевания земель двух фермеров озаботились и в районной администрации, дело дошло до главы района.

— Мы все обеспокоены ситуацией, возникшей в Каменке, — говорит Василий Моноев, первый заместитель главы района. — Земель там очень много, нужен был хороший хозяин, поэтому мы очень обрадовались, когда узнали, что там решил начать дело новый фермер. Деревню еще можно возродить, места там хорошие, недалеко трасса, есть все возможности, чтобы заниматься растениеводством и животноводством. Но и Смолина, конечно, тоже никто обижать не будет. Сейчас этим вопросом занимаются компетентные в подобных делах специалисты. Лично я надеюсь, что дело закончится примирением сторон и бывшие друзья наладят свои отношения. Между тем Смолин решил не сдавать позиций и теперь намерен не переезжать, а остаться на старом месте и поднимать деревню. Помогать ему намерены внуки, которых у Анатолия Григорьевича девять. Двое из них уже практически переехали к бабушке и деду.

Смогут ли два хозяина в одном месте выстроить не только фермы, но и отношения, вопрос пока открытый. Мы намеренно не публикуем имени второго фермера до выяснения всех обстоятельств дела. Редакция нашей газеты будет следить за ситуацией в Каменке.