Шанс на возрождение

Благодаря ферме деревня Бураевская может вновь появиться на картах Боханского района

В десяти километрах от села Укыр Боханского района когда-то существовала деревня Бураевская в сорок дворов, опустевшая во времена повального объединения населенных пунктов. Пару лет назад эти места облюбовал местный фермер Владислав Халтанов. Отстроил загоны для скота, поставил дом для пастухов, запрудил ручей, превратившийся в речушку, не уступающую по размерам родной всем боханцам Идинке. И появился у деревеньки шанс на возрождение, подпитываемый успехами фермерского хозяйства.

Расчет на корма

В этом местечке в два домика мы и встретили Владислава Халтанова, пропыленного, уставшего, с незаменимым помощником — сынишкой Костиком. Конечно, первый вопрос был об урожае.

— Хуже прошлогоднего, — констатировал хозяин. Холодная весна, влажная земля, так и не давшая возможности провести необходимую культивацию, сделали свое дело минусовые плоды: зерно и в начале октября еще сырое, невызревшее. Хоть каждый из 650 гектаров дал больше 20 центнеров, в сравнении с прошлым годом это заметно меньше. Есть о чем задуматься агроному Николаю Константинову, пытающемуся опробовать сорта «ирень», «тулунская», «бурятская». Пока в аутсайдерах «ирень», давшая всего 15 центнеров с гектара. Влажное зерно — не проблема для земледельцев: нынче будет построена сушилка, для которой уже купили тепловую пушку на дизельном топливе. Обработанный урожай сохранят в специально приспособленных бочках. — Многие такой метод уже используют. Да и в Интернете полно информации, — говорит Халтанов.

Сохранение и сбыт выращенного — вопрос, актуальный для многих фермеров. Из прошлогоднего урожая хозяйства до сих пор на складах почти 300 тонн. Особым спросом у сельчан пользуется дробленка, поэтому к зиме Халтанов рассчитывает продать залежавшиеся запасы, поучаствовать в традиционной осенней районной ярмарке. Да и своему немаленькому стаду необходимы корма.

— Быки-коровы?.. — донимаю хозяина. Оказывается, стадо мясной породы, представителей которой искали за пределами района, уже подходит к сотне.

— Пора заводить свиней! — радуюсь успеху фермера.

— Уже есть. Ландрасы, — машет рукой на близлежащий луг Халтанов и добавляет: — Кони тоже есть. И овцы.

Строить на своей земле

Свиньи беззаботно поглядывают на людей: кормушки не пустуют, да и вода рядом. Не жизнь, а малина. К 70 толстушкам планируется прибавить еще столько же. Коровье стадо в ближайшем будущем увеличится до двух сотен, за овцами хозяин собирается съездить в Бурятию. Все учтено: чтобы получить прибыль, необходимо умножать поголовье. И с контролем по уходу за животными, и с профилактическими прививками отлично справляется молодой ветеринар Андрей Баглаев. Сейчас в хозяйстве готовы к нововведению — биркованию. Специально для этого сооружен раскол. Учитывая количество животных и гектаров, пытаюсь прикинуть, сколько человек может работать в КФХ. Оказывается, в разгар сезона здесь занято до 40 жителей не только Хоргелока, но и Укыра и Петрограновки. Работающие на постоянной основе получают зарплату и корма, сезонники согласны на оплату зерном. Все довольны?

Недоволен хозяин. И потому планирует, изучает, предполагает... Нынешние обрабатываемые земли хозяйства — паи местных жителей, не всегда оформленные по всем правилам. У кого-то на формальности не хватает времени, у кого-то денег. В планах фермера помочь сельчанам определиться со своими гектарами. Большая проблема полеводов — потрава посевов. Может быть, биркование поможет справиться и с этим. Самое хлопотное, но и самое приятное дело — продумать возможности переработки продукции животноводства и полеводства. Возможно, это будут своя хлебопекарня и цех по производству мясных полуфабрикатов. — Надо поездить по знакомым фермерам, посмотреть, — лаконично замечает Халтанов. — Учиться есть у кого.

Можно уже представить, что и как расположится в бывшей деревеньке Бураевской: здесь новые загоны, здесь парочка домов для пастухов, в ручье рыба, на лугу свиньи... И странно, такие планы не кажутся маниловщиной.

Возвращаясь по проселочной дороге на тракт, любуемся парами, ровными и темными, как горький шоколад. — Это халтановская пашня, — довольно улыбается Максим Иванов, начальник отдела сельского хозяйства района. — Умеет он за землей смотреть.