Колониальный поселок

В Бозое благодаря ГУФСИНу отремонтирован детский сад и построено два новых дома

Если попросить старшее поколение рассказать о советском периоде, то женщины вспомнят о дефиците зимних сапог и продуктовых карточках, мужчины в красках расскажут о длинных очередях за водкой. Припомнят и факты личной биографии: как в студенчестве копали картошку и как после института всем молодым специалистам бесплатно давали квартиры. И пусть отношение к социалистическому строю у всех будет отличаться, одно в рассказах будет совпадать точно. Выражаться это общее впечатление о давно ушедших временах будет в одном коротком, но емком словосочетании: порядок был. Особенно нужда в порядке чувствуется в сельской местности — техники нет, поля не засевают, цены на ГСМ и электроэнергию такие, что работать не захочется даже самому отъявленному трудоголику. Да и данные говорят сами за себя: большинство пахотных земель округа заброшены, а животноводческие фермы вообще можно пересчитать по пальцам. Согласно последним отчетам министерства сельского хозяйства Иркутской области, 70% всей сельскохозяйственной продукции Усть-Ордынского округа производится не где-нибудь, а в ОИК-1, находящемся на территории поселка Бозой Эхирит-Булагатского района. То есть для непосвященных — в объединении исправительных колоний, в которое входят две колонии для женщин, № 11 и № 40, и колония-поселение № 44. Очевидно, что где-где, а в режимном учреждении порядка хватает. Но в нем ли одном дело, что происходит в современной колонии и в прилегающем к нему поселке? В гостях за высоким забором побывал корреспондент «Окружной правды».

Сорок пять лет спустя

Утром 1 октября к административному зданию ОИК-1 подъехали автобусы с особенно почетными гостями. В Международный день пожилого человека ветеранов системы ГУФСИН Иркутской области было решено поздравлять с праздником именно в Бозое.

На этот же день в ИК-11, кроме встречи ветеранов, было запланировано множество мероприятий: открытие отремонтированной школы и капитально отремонтированного общежития для осужденных на территории ИК-11. Кроме того, на территории самого поселка поздравляли новоселов двух домов, построенных специально для молодых сотрудников ГУФСИНа, и проверяли состояние детского садика после капитального ремонта. — Четвертый день не сплю — дел много, — вздыхает перед приездом ветеранов Евгений Иванов, начальник ИК-11. — Новое общежитие, хоть сейчас заходи и живи, ремонт школы — все это ведь не само по себе появилось. Предусмотреть нужно все мелочи в любом деле. Вот, например, сценарий сегодняшнего праздника для наших ветеранов. Сам написал, учу в перерывах, ведь вести вечер я тоже сам буду.

Но переживал Евгений Иванов зря. Ветераны, в качестве разминки станцевавшие под звуки оркестра вальс «На сопках Маньчжурии» перед зданием администрации, бодро прошествовали на территорию колонии. Церковь, швейная фабрика, новое общежитие и стенды с продукцией, которую производят в колонии, — бывших работников ГУФСИНа интересовало все. С собой они привезли настоящий раритет — альбом с фотографиями, где под толстой обложкой с гербом СССР были бережно собраны фотографии сотрудников Бозойской колонии 50—60-х годов прошлого века.

— А ведь это мой муж, еще совсем молодой, — говорит Дарима Петровна Ильина, ветеран системы ГУФСИН. — Так случилось, что свою вторую половинку я нашла еще в детстве, мы вместе выросли в деревне Шотой Осинского района. В 62-м году, сразу после свадьбы, мужа направили в Бозой, и я, конечно, отправилась вместе с ним. Мы здесь прожили три замечательных года. За это время я даже отучилась в школе милиции. Потом был перевод в Вихоревку, а затем мужа назначили в Усть-Куте начальником колонии строгого режима. Помню, приезжаю, а меня все заключенные зовут хозяйкой. Очень мне это не понравилось, и я ввела новое правило: только имена и отчества.

Сорок пять лет не была Дарима Петровна в Бозое. По ее словам, изменилось с тех пор многое. Появились новые дома, на другом месте стоят швейный цех и хозяйственные постройки.

— В мои времена в Бозойской колонии был просто шикарный начальник — Федор Долгопятенко. Один тот факт, что он был запевалой в хоре из восьмидесяти человек, говорит о многом. А какая была самодеятельность! Танцевали и пели все сотрудники! Я даже получила балалайку на одном из конкурсов. Успевали и спортом заниматься. Как-то катались на лыжах, и я заехала на самую верхушку Лысой горы. Просидела там весь день, боялась спуститься. Так что всякое бывало...

По стопам родителей пошла дочь Даримы Петровны. Она подполковник внутренней службы, ветеран ГУФСИНа. Четверо внуков стали юристами, а два правнука еще думают над выбором.

Приехавшие на праздник ветераны помнят не только свои молодые годы, но и то, как жилось в колониях. На встрече с начальником ГУФСИНа Павлом Радченко они рассказали о том, какая норма была раньше на швейной фабрике, сколько обрабатывалось земли, и выказали общее желание возродить на входе в колонию аллею, которая была когда-то настоящим украшением Бозоя. После экскурсии ветеранов ждал концерт, был накрыт праздничный стол.

Бозойские новоселы

То, что без своего жилья плохо, объяснять не нужно. В минувшую пятницу в Бозое на две счастливые семьи стало больше: в торжественной обстановке были вручены ключи от двух новеньких домов. До этого молодым специалистам приходилось жить в общежитии. В небольших с виду домах есть все удобства: холодная вода, канализация и водонагреватели. Для поселка, страдающего от нехватки воды, это значит многое. Обладателями заветных ключей стали молодая семья Натальи и Вячеслава Харандаева и семья Батуевых.

— Мы со Славой родились в Усть-Ордынском, поэтому могли часто ездить домой к родителям, а вот Алене Батуевой из Кукунута приходилось особенно тяжело без дома, — говорит Наталья Харандаева. — Я и мой муж работаем здесь кинологами. Мою собаку зовут Юста, а овчарку Вячеслава — Рекс. Мне кажется, что даже они радовались сегодня. Что уж говорить о нас: свой дом — мечта любой молодой пары.

Не меньше мечтали о новом доме для своих воспитанников и весь персонал детского сада и родители поселковых дошколят. Шестьдесят лет, с момента сдачи в эксплуатацию, здесь не проводилось капитального ремонта. Прошлой зимой, 15 декабря, Роспотребнадзор вынес решение приостановить работу детского учреждения. Находиться в здании было опасно из-за плохого состояния потолков. В спешном порядке за месяц потолки удалось привести в порядок, и 15 января дети пришли в детский сад. Но было понятно, что если не будет проведен капитальный ремонт, то Бозою светит перспектива остаться без дошкольного учреждения. Практически все взрослое население поселка трудится в колонии. Его можно смело назвать колониальным — и в плане близости от зоны, и в плане того, что основные проблемы жителей приходится, как и в прошлом веке, решать руководству ГУФСИНа.

Так и случилось с детским садом. Администрация Эхирит-Булагатского района выделила на ремонт 120 тысяч рублей, тогда как ГУФСИН перечислил более 300 тысяч плюс обеспечил рабочую силу. Неравнодушными были и родители — на собранные ими деньги удалось заменить котел.

— Вообще-то мы давно сняты с баланса службы исполнения наказаний. Руководство Главного управления ФСИН просто пошло нам навстречу. Хочется сказать большое спасибо всем — от генерала до строителя — за то, что удалось восстановить детский сад, — говорит Ольга Шагун, заведующая детским садом.

Генерал-лейтенант нашел время в своем плотном графике, чтобы лично приехать в Бозой и проверить готовность детского учреждения. Ремонтом Павел Радченко остался доволен. Но оказалось, что он помнит не только о масштабных работах, как, например, замена электропроводки и прокладкой канализации, но и о кажущихся мелочах. Так, велел поторопиться с установкой еще трех качелей и реставрацией детских стульчиков. Детский сад на 40 мест будет открыт в ближайшую неделю.

— Для детского сада будет осуществляться постоянный подвоз воды. Вообще, Бозой — моя постоянная головная боль. Колония была создана еще при Берии и до сих пор была самой неблагоустроенной во всей области. Нужно помнить, что люди, содержащиеся в исправительном учреждении, наказаны, но не настолько, чтобы лишать их возможности принять душ. Сейчас в учреждении проводится большая работа по благоустройству, прокладывается система отопления. Все проблемы решаются, — сказал напоследок Павел Радченко.