«Она учит нас разуму»

К Зильфире Нуриевой стремятся попасть будущие первоклассники

Именно к этому учителю родители стараются устроить своих первоклассников. Невысокая женщина с тихим приятным голосом вызывает уважение не только у учеников, но и у родителей. Такому педагогу можно доверить свое чадо, зная, что ребенок получит необходимые знания. Зильфира Нуриева в педагогике не новичок, сейчас работает в осинской общеобразовательной школе № 2. Но чего стоит ее хорошая профессиональная репутация? Накануне Дня учителя мы спросили у нее, трудно ли быть настоящим педагогом.

По стопам мамы

Зильфира Хоснуловна родилась 8 сентября 1968 года в небольшой деревне Хайге. В то время в Хайге была только начальная школа, окончив которую ученики продолжали обучение в Новоленино.

— Наш классный руководитель, Феодора Афанасьевна, — вспоминает Зильфира Нуриева, — очень переживала за нас, прибывших из Хайги. И немудрено, ведь школьникам из соседней деревушки приходилось преодолевать ежедневно пять километров до школы и обратно после занятий.

— Мы добирались до школы то пешком, то на случайных попутках, — продолжает учитель. — И эти попутки надо было ждать не только в хорошую погоду, но и в дождь, и в мороз, и даже в пургу.

Чуть позже ученики из Хайги стали жить в интернате при Новоленинской школе. Собеседница с теплотой вспоминает своих педагогов: — В интернате были учителя-воспитатели, которые заботились о нас. С ними мы делились своими бедами и радостями, успехами и огорчениями. Они учили нас жить в коллективе, быть одной большой семьей. Нам, ребятишкам из соседней деревни, живущим в интернате, не хватало материнской ласки. И наша классная руководительница Феодора Афанасьевна понимала это и по-матерински заботливо относилась к нам. Оканчивая школу, Зильфира уже решила для себя, что она станет педагогом.

— Решение стать учителем было для меня естественным выбором. Моя мама, Сакина Газисовна, более 40 лет проработала учителем начальных классов. Маленькой девочкой я подражала ей во всем. Меня окружали не только мамины тетрадки и журналы, но и уже свои тетрадки вымышленных учеников, свои журналы и табели успеваемости.

В 1985 году Зильфира поступила в Боханское педагогическое училище им. Доржи Банзарова. Учеба давалась легко, девушка с неподдельным интересом получала новые знания, которые так необходимы в работе. Через три года молодой педагог была направлена в Абрамовскую малокомплектную начальную школу в Осинском районе, где и начались первые шаги в освоении нелегкой, но такой любимой профессии. Через год, так как Зильфира вышла замуж, она начала работать в Харайском детском саду воспитателем, затем в Харайской начальной школе учителем. В 1990 году в молодой семье Нуриевых родился первый ребенок — дочь Дарина, а через два года — сын Рифат. Молодая мама самозабвенно занималась домом и детьми, но временами думала о том, что хочет вернуться в школу. В 1995 году Зильфира Хоснуловна устроилась на работу в Осинскую неполную среднюю школу. Сначала женщина была библиотекарем, затем выполняла обязанности помощника организатора по внеклассной воспитательной работе. В 1996 году у Зильфиры Хоснуловны появились свои ученики...

Оправдать доверие детей

— Набирая класс, постоянно задаешь себе вопросы: как научить детей учиться? Как сделать обучение эффективным? Как сохранить и развить познавательный интерес у детей? — говорит педагог. — Я считаю, что каждый ребенок идет в школу с огромным желанием учиться. От того, какими будут первые шаги ребенка в школе, часто зависит его дальнейшее отношение к учебе, труду, учителям, к своим сверстникам. Поэтому я считаю важным, и это я ставлю целью, дать ребенку радость труда, радость успеха в учении. Я стараюсь, чтобы каждый урок был интересным, не забывая при этом о главном — дать моим воспитанникам прочные знания.

И это Зильфире Хоснуловне удается. В первом выпуске было два отличника и 11 ударников, во втором также два отличника и 12 ударников, а в третьем уже три отличника и 10 ударников. Сейчас у педагога 3-й класс, многие ученики уже сейчас демонстрируют свои способности, о них можно с уверенностью сказать, что они хорошо окончат начальную школу.

— Сегодня, опираясь на свой наработанный почти двадцатилетний опыт, с уверенностью могу сказать: для того чтобы стать хорошим учителем, одного желания и старания мало. Надо терпеливо, кропотливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать психические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения при усвоении учебного материала, а также учитывать потребности детишек. Как отметила Зильфира Хоснуловна, учитель начальных классов учит детей не только счету, письму и чтению, но и доброте. Об этом говорят и ее ученики.

— Зильфира Хоснуловна учит нас доброте, учит нас, чтобы мы относились друг к другу, как к братьям-сестрам, — рассказывает Кристина Тюрнева. — Наша учительница учит нас не ссориться и не ругаться друг с другом, — вторит однокласснице Катя Петрова.

— Зильфира Хоснуловна очень хорошая. У нее никогда не бывает плохого настроения, — отмечает Настя Ильина. — Она нам помогает решать задачи, если мы не можем их решить. Учит нас русскому языку, чтению, математике и другим предметам.

— Мы уважаем свою первую учительницу! — говорит Денис Бутаков. — Она самая хорошая.

Одноклассника поддерживает и Слава Назаренко: — Зильфира Хоснуловна учит нас разуму. Наша учительница лучше всех! Такая похвала детей — возможно, самая большая награда для педагога. — Каждый день я открываю школьную дверь и захожу в класс, — улыбаясь, говорит педагог. — Вновь звенит школьный звонок, и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их светлые, чистые, ясные глаза оценивают каждый мой взгляд, жест, шаг, поступок. Ребята многого ожидают от меня, и оправдать их доверие — это большая и почетная ответственность!