Баптист Самсон

Потомок шамана сменил веру и работает дьяконом

«Бурханай Гэр Христианская церковь» — такая вывеска появилась в селе Бильчир Осинского района на простом деревенском доме. Каждому местному жителю хорошо известно, что их односельчане, семья Николаевых, сменили веру и теперь проповедуют баптизм. Относятся здесь к этому по-разному, но большинство сходятся во мнении, что вера в Бога, пусть даже непривычного, — это хорошо. И не боятся отпускать своих детей в воскресную школу. Тем более что репутация у семьи хорошая — отец Самсона Константиновича, уважаемый в Бильчире человек, когда-то был шаманом, без него не проводился ни один обряд. Скорее всего, судьба стать шаманом была и у Самсона Николаева, но случилось так, что он стал дьяконом.

Дьякон — профессия в Осинском районе редкая. В основном население исповедует веру предков — шаманизм; древние местные традиции настолько сильны, что им следует даже часть русского населения. Человек бурятской национальности, решивший принять другую веру, здесь редкость. Особенно удивительным кажется наличие представителей таких экзотичных для нашего региона религий, как баптизм, который является одной из ветвей протестантизма, не имеющий, кстати, не малейшего отношения к сектам. Тем не менее относятся к этой религии весьма осторожно. Возможно, это происходит из-за большого числа возникших в последние десятилетия разнокалиберных верующих: пятидесятников, свидетелей Иеговы и прочих улыбающихся людей с книжками, которые часто стучатся в двери с желанием завлечь в свои ряды как можно большее количество прихожан.

Но баптистов из Бильчира возможное негативное отношение не испугало, за три года существования молельного дома они доказывают чистоту своих намерений.

— Любой верующий человек, придерживающийся баптистской веры, может без труда найти наш дом, получить еду и ночлег, — говорит Екатерина Николаева. — На воротах нашего дома есть знак — рыба, который является символом нашей веры во всем мире.

Сделать такой знак для хозяина дома было несложно, ведь до того, как получить благословение и начать работать дьяконом, Самсон Константинович был столяром, в молодости окончил институт по специальности «инженер-строитель». Что же привело его к новой вере? — А что, у меня и имя библейское — Самсон. Раньше я и подумать не мог, что стану проповедовать, но судьба распорядилась иначе. Когда-то мы с женой Катей придерживались шаманизма, но потом совершенно случайно судьба привела нас к баптистской вере.

В начале нулевых Екатерина Баглаевна поехала в Улан-Удэ. Целью женщины было посетить шамана, чтобы найти решение проблем. Но в очереди к целителю она встретила человека, кардинально изменившего ее представления о Боге.

— Так совпало, что во время моего визита в Улан-Удэ в столицу Бурятии приехали миссионеры из Кореи. Они и стали нашими первыми учителями, — говорит Екатерина Николаева.

Николаевы подошли к новой вере серьезно — за несколько лет глава семьи успел отучиться в семинарии, а Екатерина Баглаевна сейчас ездит на курсы в женский библейский институт в Шелехове.

Так же как и протестанты, баптисты отвергают внешние атрибуты — в их домах не найдешь икон, церковной утвари. Поэтому под молельный дом Николаевы отвели обычную избу. Службы в нем проходят раз в неделю, по воскресеньям работает детская школа.

— Насильно мы никого не тащим. Приходят те, кто нуждается в добром слове и понимании, — говорит Самсон Константинович. — Проповедовать стараемся в таких местах, где люди готовы воспринимать слово Божье. Например, в Бильчирском доме престарелых.

Ездят бильчирские баптисты и в соседние деревни. Относятся к ним благосклонно, в деревнях сейчас многим нужна поддержка, пусть даже и на словах. Кстати, отец Самсона Николаева, местный шаман, тоже принял баптизм.

Даже специалистов-историков удивляет мирное сожительство нескольких религий в Усть-Ордынском округе. Православные, буддисты, а теперь вот и еще и баптисты — на территории современного округа можно встретить представителей самых разных религий. Но, как показывает многовековая практика, местные жители при внешнем хорошем отношении ко всем религиозным течениям продолжают не изменять вере предков и придерживаются шаманизма.