Нам предстоит тяжелая зима

По мнению сельхозпроизводителей округа, урожай в этом году будет значительно хуже прошлогоднего

Сельскому хозяйству Иркутской области в этом году несказанно повезло. В отличие от Центральной России и соседней Бурятии, где из-за небывалой жары уничтожена большая часть посевов, в нашем регионе фермеры надеются собрать хоть какой-то урожай. На прошлой неделе во время объезда полей Юрий Бажанов, министр сельского хозяйства области, сообщил, что корма на зиму будут заготовлены в срок из расчета 21 центнер на одну голову скота. По словам министра, в ряде территорий, в число которых входит Качугский, Осинский и Боханский районы, не только успевают запасти корма в срок, но и готовы помочь соседним районам области и регионам, пострадавшим от засухи. Между тем уборочная кампания набирает обороты, практически во всех хозяйствах округа идет заготовка кормов, подготавливается техника. Как обстоят дела на фермах округа и что об обещании помочь соседям думают на местах, узнали корреспонденты «Окружной правды».

Ждут бригады из центра

Помочь Иркутская область, по словам Юрия Бажанова, может поставкой в центральные регионы фуражного зерна, соломы, сена, картофеля и других овощей. Хлебом область помочь не в состоянии, так как сама не в полной мере обеспечивает себя качественным зерном. Зато хозяйства области могут принять механизированные бригады из других районов для прессования и отгрузки сена и соломы. Две из них, по данным министерства сельского хозяйства области, ждут в Аларском районе.

— Действительно, мы можем принять у себя бригады, — говорит Петр Жабоедов, начальник отдела сельского хозяйства Аларского района. — И даже не две, а три. Люди могут заехать в Ангарсстрой, Аляты и в Могоенок. Предположительно, уборка зерновых начнется 1 сентября. Пока неизвестно, как будет осуществляться доставка бригад и последующая транспортировка урожая, договоров с железной дорогой я еще не видел. Также мне неизвестно, по какой схеме будет финансироваться сбор сена и соломы работниками из других регионов.

По словам Петра Жабоедова, в Аларском районе урожай обещает быть хуже прошлогоднего. Виной тому не жаркое солнце, а весенние холода. Сев зерновых начался только 20 мая, тогда как по технологии должен был быть завершен уже 22—24 мая. Поэтому, несмотря на все старания сельхозпроизводителей, результат будет ниже, чем в 2009 году, в лучшем случае на 30%.

Коровы могут пойти на мясо

СХПП «Тугутуйское» Эхирит-Булагатского района начало работать по-новому совсем недавно. В прошлом году умирающее хозяйство выкупил бизнесмен из Иркутска. Мужчина построил добротное кирпичное здание сельхозуправления, обеспечил механизаторов нужными запчастями для техники, приобрел для пекарни новые печи. Короче говоря, сделал все, чтобы хозяйство вышло на новый уровень и начало приносить доход. Однако «Тугутуйскому» фатально не везет.

— В прошлом году мы планировали выручить от продажи зерна 4 миллиона рублей. Но анализ показал, что выращенное зерно обладает плохой клейковиной. Зерно получило статус фуражного. Весь урожай осел в складах, продать его мы не могли. Предложений в прошлом году было очень много, и цены упали до 3,5 рубля за килограмм пшеницы. Продажи начались весной, а летом за тот же килограмм предлагали 5,5 рубля, — говорит Владимир Монхоев, управляющий хозяйством.

По словам Владимира Семеновича, у «Тугутуйского» есть все, чтобы торговать с западными областями, но хозяйство не может этого сделать из-за отсутствия адекватной схемы. Ведь если в прошлом году пшеницу продать было невозможно, то в этом ее может не хватить. И виной тому будет вовсе не засуха. Опасаясь повторения проблем с продажей урожая прошлого года, в хозяйстве засеяли зерновые на гораздо меньшей площади.

— Спасти сельское хозяйство может только госзаказ. Тогда мы могли бы рассчитывать и сеять те объемы, которые необходимы стране, — говорит Владимир Монхоев.

После неприятностей с растениеводством в «Тугутуйском» планировалось сделать упор на развитие животноводства. Но и тут после отмены субсидии дела пошли не очень хорошо.

— Сегодня на наших полях пасутся 240 фуражных коров. Плюс есть откормочная площадка, где содержатся 100 бычков. Однако, несмотря на хорошие объемы, торговать молоком невыгодно. Поддержка нашего нового хозяина помогла поднять надои, но, как бы мы ни старались, дело пока не окупается. Этим летом проблем добавил пожар на ферме. На ее восстановление будет затрачен миллион рублей. Боюсь, что с приходом холодов придется сокращать стадо, но мы все-таки надеемся, что этого не произойдет. Кормов в этом году будет заготовлено достаточно. Уже приобретены силосный комбайн, косилка и пресс. От нашествия насекомых мы также пострадали меньше, чем другие хозяйства, так как вовремя обработали поля, — говорит Владимир Семенович.

Абсурдно, но факт: на складах хозяйства лежат тонны пшеницы, а для местной пекарни муку приходится закупать в соседних регионах. Долгое время в хозяйстве не было возможности удобрять землю, так что теперь здесь получают урожай плохого качества. За смену Тамара Баглаева и Ольга Боброва выпекают 800 буханок, стряпают здесь и батоны с булочками.

— Работаем уже 15 лет, — говорит Тамара Баглаева. — Хлеб расходится моментально, даже родственники из Иркутска покупают именно нашу продукцию, приезжают из соседнего Алужино. Булка хлеба сейчас стоит 14 рублей. Ходят слухи, что из-за засухи цена в России может вырасти, но мы надеемся, что цена на нашу выпечку останется прежней. Хотя и она, конечно, будет зависеть от закупочной стоимости.

Сейчас в здании пекарни идет ремонт. В помещении сельхозуправления открывается новая столовая. Работники здесь, в отличие от других хозяйств, есть. В штате СХПП числится 102 человека, люди не успели разбежаться в момент начала процедуры закрытия местного хозяйства. Вначале некоторые были недовольны тем, что сюда пришел иркутский бизнесмен, но потом люди поняли, что лучше работать под началом конкретного человека, чем не работать вовсе. Сейчас все здесь считают, что приход дельцов — это выход для сельского хозяйства, если уж государство не в силах помочь бывшим колхозам и совхозам.

Помочь нечем

О том, чтобы помочь соседям, фермеры упомянутого министром Боханского района и не помышляют — убрать бы хоть что-нибудь. Дождливая погода не дает выйти в поле вот уже второй месяц. — Солнечных дней в этом году не хватает. Запасать корма почти невозможно — практически каждый день идет дождь. Помочь мы сможем только соломой, но в управление сельского хозяйства, насколько я знаю, конкретных предложений с просьбами помочь не приходило, по крайней мере к нам никто пока не обращался, — говорит Сергей Глазунов, фермер. — Хлеба еще стоят зеленые. Такая же ситуация и у соседей. Так что непонятно, какой урожай мы соберем. Скорее всего, нам предстоит тяжелая зима.

Дожди затрудняют уборку кормов и в Осинском районе. По словам местных сельхозпроизводителей, о возможности торговли и помощи пострадавшим от засухи можно будет вести разговор лишь после завершения уборочной.

Не поддаваться панике!

Еще хуже дела обстоят в самом северном районе округа — Баяндаевском. На календаре середина августа. Раньше в это время хозяйства района уже завершали сенокос, но в этом году график работ сместился. Большинство в ожидании травостоя только-только приступают к работам.

По словам Виталия Еликова, начальника Управления сельского хозяйства Баяндаевского района, тяжелая ситуация складывается с кормами в Эхирит-Булагатском, Баяндаевском, Осинском районах, наиболее пострадавших от нашествия саранчи. В других районах, где сельхозугодья большей частью обрабатываются, положение лучше. В связи с создавшейся критической ситуацией министр сельского хозяйства Юрий Бажанов издал постановление, в котором наложил запрет на запашку соломы, которая сейчас скирдуется и прессуется в рулоны и тюки.

В Иркутскую область обращаются за помощью другие регионы. Но Баяндаевский район сам просит о помощи. В настоящее время администрацией ведется работа по заключению договоров с сельхозпредприятиями за пределами района о возможной поставке кормов населению. В том числе есть возможность приобрести сено в соседнем Качугском, Усольском районах, в сельхозпредприятии «Белореченское». Ведутся переговоры с Иркутским районом о завозе соломы. Мэр района Анатолий Табинаев, комментируя сложившуюся ситуацию, советует со всей серьезностью подойти к заготовке кормов, но ни в коем случае не поддаваться панике и не резать скот:

— Надо извлечь уроки из прошлого. Мы пережили тяжелейшую зиму, когда расход кормов в два раза увеличился в связи с морозами. Тут уж не до продуктивности. Задача стояла сохранить поголовье до весны. Обращаясь к землякам, я рекомендую уже с осени запастись овсом. Приобретите его кто сколько может и уже с осени, когда скот встанет на стойловый период, начните подкармливать. Ошибается тот, кто начинает кормить дробленкой или овсом весной, — это уже бесполезно. Кормление именно овсом компенсирует нехватку грубых кормов. Желающие приобрести корма могут подать заявки главам муниципальных образований. Наша задача уже в ходе уборочной кампании, пока цены не подскочили, — заключить договоры и зарезервировать крупные партии овса.

Одна из причин неурожая в Баяндаевском районе заключается в неорганизованном выпасе скота. Трава не уродилась потому, что ее буквально затоптали лошади и коровы. Еще одна беда — заброшенные поля, которые не обрабатываются и становятся рассадником для саранчи и прочих вредителей. Поэтому и в будущем году сегодняшняя ситуация, скорее всего, повторится.