По дороге на Ольхон гибнут люди

Сотрудники ГИБДД советуют опасаться коней и ездить медленнее

С началом сезона отпусков начинается массовое движение машин к местам отдыха — свыше трех тысяч автомобилей проезжают мимо Баяндая за сутки. Плотность потока высокая, расстояние между попутными автомашинами от 30 до 50 метров. Поток непрерывный, круглосуточный, не зависит от дня недели и времени суток. Летом сотрудникам ГИБДД Баяндая приходится выезжать на происшествия чаще, чем в зимнее время. Проблемы добавляют отдыхающие — жители Иркутской области, приезжие из других регионов, иностранные гости. Любимые места отдыха отпускников — остров Ольхон и его прибрежная полоса. Маршрут движения из Иркутска на остров пролегает по автомобильным дорогам Иркутск — Усть-Ордынский — Жигалово и Баяндай — Еланцы. Секреты этих трасс решил открыть Альберт Шарыпов, капитан милиции, госинспектор ОГИБДД ОВД по Баяндаевскому району.

Эффект аквапланирования

— Хочу предупредить водителей, впервые едущих на Ольхон: дорога не прощает ошибок, не любит слишком самоуверенных водителей, — говорит Альберт Шарыпов. — За 2009 год на территории Баяндаевского района зарегистрировано 29 дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, в которых погибло 5 и ранено 42 человека. Ежегодно количество дорожно-транспортных происшествий остается практически на одном и том же высоком уровне.

Причины ДТП разные. Одна из самых главных — высокая скорость движения. По словам самих водителей, трасса Иркутск — Усть-Ордынский — Жигалово относительно ровная, без выбоин. Мол, грех не ездить по такой дороге с высокой скоростью.

— Не зря есть анекдот на эту тему, в котором инспектор ДПС говорит нарушителю: «Вы не слишком быстро ехали, вы слишком низко летели». Выражение «низко летели» можно воспринимать в буквальном смысле, так как при высокой скорости коэффициент сцепления колес автомобиля с дорогой резко снижается из-за нагрева шин, воздушной подушки между покрытием автодороги, днищем автомашины и колесами. А в дождливую погоду даже при скорости 60 км/час создается эффект аквапланирования — это когда между колесами и покрытием дороги образуется водная прослойка. При этом автомашина становится неуправляемой. Кроме того, при высокой скорости движения у водителя возникает эффект туннельного зрения — водитель не обращает внимания на ситуацию сбоку, а смотрит прямо вперед. А ситуации, как правило, бывают разные, — комментирует Альберт Шарыпов.

По статистике, более половины всех дорожно-транспортных происшествий, зарегистрированных на территории Баяндаевского района, приходится на опрокидывание автомашин.

Длина следа торможения при скорости 100 км/час — 60 метров на сухом асфальтобетонном покрытии, на мокром — 100 метров, не считая пути за время срабатывания тормозной системы. Путем простых арифметических вычислений можно выявить, что при скорости движения в 100 км/час и реакции водителя в 0,5 секунды остановочный путь автомашины составит 75 метров на сухом асфальтобетонном покрытии и 115 — на мокром. И это без учета времени срабатывания тормозной системы. Удар, который происходит на скорости 100 км/час о неподвижную преграду, равносилен падению с высоты 10-этажного дома. А что происходит при лобовом столкновении двух автомашин, движущихся со скоростью 100 км/час, догадаться нетрудно, ведь суммарная скорость столкновения составляет 200 км/час.

— Такой пример: 20-летний паренек на крутой иномарке — недавно папа подарил — со своей подругой и друзьями решил съездить на Байкал — отдохнуть, похвастаться своей машиной перед ними. Права тоже недавно получил. Ремни не пристегивает. А поток машин такой, что яблоку упасть негде. Надо же перед подругой похвастаться: «Какая у меня машина мощная, да и я сам крутой водила!» Разгоняется и начинает сновать между машинами на скорости 140—150 км/час. Круто. Идет на очередной обгон на небольшом пригорке, видимости никакой. Думает, успеет — машина же мощная. Из-за пригорка выскакивает такой же гонщик, который тоже думал, что успеет. Оба не успели!.. Думаете, таких примеров мало? Ошибаетесь. Вполне предостаточно. Описывать — газеты не хватит, — говорит Альберт Шарыпов.

С какой стороны объезжать корову?

Проблем сотрудникам ГИБДД Баяндаевского района добавляют наезды автомашин на пешеходов и даже на животных. Водители, не знающие повадок домашних животных, часто сбивают их.

— После наездов на животных я спрашиваю водителя: «Теперь-то знаете, с какой стороны корову объезжать?», на что обычно слышу в ответ: «Теперь-то точно знаю». Бывают такие ситуации: водитель, видя корову на проезжей части, решает объехать ее спереди, а корова при этом, чего-то испугавшись, резко рванула вперед — назад двигаться корова не умеет. Результат — разбитая машина, крупный ремонт, большие денежные затраты, лишняя головная боль и труп коровы. Выяснить, чья это корова, тяжело — никто не признается. Страховая компания возмещать ущерб по ОСАГО не будет, так как нет второго транспортного средства. Поэтому возмещать потери придется самому.

По словам сотрудников Баяндаевской ГИБДД, самое опасное животное на дороге — лошадь.

— Характер у лошадей непредсказуемый. В одно мгновение может выскочить перед автомашиной, не успеешь и глазом моргнуть. Даже если кони пасутся вдоль дороги на расстоянии 20—30 метров, лучше ехать как можно медленнее. Преодолеть это расстояние — для коня пустяк. И когда проезжаете мимо него, лучше не сигнальте и не старайтесь напугать его. Испуганный конь просто пробежит по крыше вашей автомашины. Стоит он к вам задом или передом, разницы нет. Движется мгновенно — что назад, что вперед. Ночью животные очень часто стоят прямо на проезжей части, так как асфальт за день нагрелся и комаров на дороге меньше, чем в поле. Водитель едет уставший, глаза сами собой закрываются, а тут «встречка» идет. Переключается на ближний свет фар. Скорость 100 км/час. Дорога вроде бы чистая. «Встречка» проходит — переключается на дальний свет и неожиданно перед собой видит целый табун коней. Пока сообразил, что к чему, проехал 15—20 метров, нажимает на педаль тормоза, еще движется 50—60 метров, но уже через весь табун. Хорошо, если сам целый и пассажиры целы. Бывает хуже...

— Еще один пример. Трасса Иркутск — Качуг. Ночь. Наезд автомашины на коня. В салоне автомашины только женщины. Из их объяснений: «Скорость не нарушали, ехали 60 км/час». При этом на дороге имеется свежий труп коня, а автомашина каким-то образом оказывается на расстоянии 160 метров от места удара о животное, да еще и слетает с насыпи высотой 1,5 метра через встречную полосу движения в левую сторону. Водители! Так как дорога проходит через равнинную местность без леса, то поля, расположенные вдоль дороги, являются потенциальными пастбищами. Трасса пролегает в сельской местности. Соответственно, большое количество домашних животных пасется вдоль трассы, причем без присмотра. Почему без присмотра? Это уже отдельный разговор, и разговор совсем с другими организациями, — говорит Альберт Шарыпов. Текст подготовлен при помощи сотрудников ОГИБДД ОВД по Баяндаевскому району