Подвиг верности

О Фекле Мартынович написали в книге, посвященной солдатским вдовам

Подвигу советских женщин, сутками работавших в годы войны, чтобы обеспечить фронт хлебом, одеждой и, конечно, боеприпасами, посвящена книга «Подвиг верности», вышедшая в Иркутске в канун праздника Победы. В ней рассказывается о солдатских вдовах Иркутской области, потерявших мужей на полях сражений Великой Отечественной войны и не вступивших в повторный брак. Они верили в то, что война закончится и их мужья вернутся с фронта. Верили и ждали.

Дождались не все. Многие стали солдатскими вдовами, не успев толком побыть солдатскими женами. Получали похоронки, старились от горя и тяжелой работы. И растили детей, многие из которых так и не увидели своих отцов и знают о них лишь по рассказам матерей да по старым довоенным фотографиям...

Сегодня именно эти женщины несут в себе память о своих мужьях-солдатах, бережно хранят редкие весточки с фронта, внукам и правнукам перечитывают строки, написанные родной рукой. Будто все еще ждут, что муж вернется с фронта. Они смогли пережить то, что выпало на долю нашей страны, вырастить детей и внуков, передав им память о войне, гордость за подвиг их отцов и дедов.

Среди них и Фекла Матвеевна Мартынович, единственная сегодня в Баяндаевском районе вдова погибшего на Великой Отечественной войне солдата. Несмотря на выпавшие на ее долю тяжелые испытания, она еще бодра и в этом году встретит свой 95-летний юбилей.

Живет Фекла Матвеевна вместе с дочерью Надеждой и зятем Николаем Рупеко, известным в районе агрономом, в Тургеневке. Родилась Фекла Матвеевна в 1915 году в Лидинске, в большой семье, где было 10 детей. Родители ее были в числе первых переселенцев из Западной Белоруссии, основавших деревню. В то время дети с ранних лет привыкали к сельскому труду, косили, пахали, весной готовили дрова, а летом сеяли лен, коноплю, из которых делали веревки. Обмолачивали ячмень в ступе и варили кашу, которая казалась самой вкусной на свете. Все это в полной мере пришлось и на долю Феклы Матвеевны.

— Все поля засевали руками, по 300 гектаров, — вспоминает она. — Но хлеба не хватало — все сдавали. Сушили на камнях зерно на полу, а потом собирали и возили в Баяндай в Заготзерно. Самым дорогим была корова, звали ее Мартой. Наверное, поэтому не сильно голодали. Спали мало — все на работу бежишь. Детей кинешь одних, а сама и днем и ночью работаешь. Но, слава богу, до старости дожила.

Рассказывает все это Фекла Матвеевна по прошествии многих-многих лет спокойно и бесстрастно: мол, было и было, ничего такого героического. Но представить, что перенесла эта женщина на своих хрупких плечах, трудно. Ведь только замуж вышла, всего-то ничего пожили с мужем Григорием Петровичем Мартыновичем, который в первые же дни войны ушел на фронт. За любую работу в колхозе бралась молодая солдатка, даже работала кузнецом, ковала сошники, подковы. До сих пор те немногие бабушки, которые остались еще в Лидинске, вспоминают, как к ней ходили в кузницу. Да иногда проснется посреди ночи Фекла Матвеевна, разбередят душу воспоминания, и до утра уснуть не может. С четырьмя малыми детьми на руках осталась Фекла Матвеевна в годы войны.

— Мы все маленькие были, — рассказывает дочь Феклы Матвеевны, Надежда Григорьевна. — Но старались помочь матери. Тяжело, конечно, было, жили на одной картошке. Отца никто не помнит, мне всего 5 месяцев было, когда он ушел на войну. Все ждали его. Но сначала написали, что пропал без вести, уже потом пришло письмо, что погиб на Курской дуге. Несмотря на преклонный возраст, наша мама еще бодра, ходит на улицу гулять. «Ноги идут, — говорит она, — и работать могу». До сих пор вяжет носки и варежки. Смолоду была мастерицей. Сама ткала пряжу по ночам, вязала кофты, а потом съездит в Иркутск, продаст их, купит ситцу, одежду нам купит. Мама сроду к врачу не ходила, даже карточки медицинской у нее нет. Вот только глуховата немного стала.

— Хорошо живу, — говорит Фекла Матвеевна. — Вот только давно детей остальных не видела. Не могут приехать — болеют.

Четверых детей родила и воспитала она. Все выросли, разъехались: одна дочь в Иркутске, вторая — в Хакасии, сын живет на Украине, в Луганске. Девять внуков, 16 правнуков, 10 праправнуков у Феклы Матвеевны, и за всех она молится, всем желает счастья и здоровья. Вот так живет она, не жалуясь на судьбу, вспоминая свои молодые годы, которые промелькнули как один день. И даже не верится, что ей скоро будет 95 лет. И хочется, чтобы хоть на закате жизни она была окружена теплом и вниманием.