Старые проблемы Новой Иды

Жители надеются на появление в селе агрофирмы

Бывшему председателю большого хозяйства, нынешнему главе администрации МО «Новая Ида» Михаилу Григорьеву при взгляде на зарастающие сорняками поля, когда-то принадлежавшие колхозу, можно только констатировать прошлые успехи своих односельчан. Градообразующего сельскохозяйственного предприятия в селе уже нет, а надежды, связываемые с возможным появлением на землях района, в том числе и Новой Иды, агрофирмы «Бохан», пока остаются надеждами, далекими и туманными.

— Хотя, — пытаясь взбодриться, вспоминает глава недавние слова губернатора области Мезенцева, — району для оживления работы на земле требуется, по расчетам специалистов сельскохозяйственной академии, как минимум 2,5 миллиарда рублей. Может, когда-то они и появятся в кассах сельхозпредприятий района...

А пока на землях колхоза, где пашня занимала 13 тысяч гектаров, работают семь крестьянско-фермерских хозяйств, каждое из которых обрабатывает от 150 до 200 гектаров. Нынешней весной все они полны решимости выйти на поля, но средств на ГСМ нет практически ни у одного. До сих пор их прошлогодний урожай не реализован.

— Почему? — удивляется наивности корреспондента бывший хозяйственник. — Спроса на зерно нет. Вот в бывшем колхозе при огромных посевных площадях были и немалые стада: 4 тысячи голов КРС, больше 7 тысяч свиней, 2,5 тысячи овец — их надо было кормить. Кого кормить на селе сейчас? Посчитаем...

На каждое подворье в муниципальном образовании заведена похозяйственная книга, где просчитано и записано все старательно выращенное поголовье. В результате в селе недосчитались, по сравнению со списками трехгодичной давности, когда каждый хозяин получал «коровьи» деньги, почти полторы тысячи коров. Во всем муниципальном образовании сейчас числится 2 тысячи голов крупного рогатого скота и около 600 буренок. Народ за молоком и мясом идет в магазин. И это учитывая, что кроме бюджетных организаций есть немногочисленные рабочие места в фермерских хозяйствах, а количество безработных, зарегистрированных в ЦЗН, снижается на единицы. Число жителей муниципального образования сокращается гораздо быстрее — за последние 15 лет оно уменьшилось на одну небольшую деревню в 200 человек.

Жители Новой Иды, как и многочисленные селяне района, тоже попали под действие земельной эпопеи и активно занимаются регистрацией земельных паев — может быть, надеясь на возможность когда-нибудь сдать свою кормилицу в аренду или преподнести в наследство более успешным потомкам. В основном же и оформленная земля остается не у дел. Участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть изъят у его собственника принудительно в судебном порядке, как говорится в законе — в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет. Однако такой решительный шаг ни для кого на селе не выгоден. Как заметил глава администрации, не так давно была проведена инвентаризация земель и от бывших когда-то 900 обладателей паев осталось около 500. Кто-то умер, кто-то уехал. Что делать с их земельными долями, не может ответить никто. Наполняемость бюджета муниципального образования идет за счет сельскохозяйственного налога и налога на имущество физических лиц. Уменьшается число хозяев — уменьшается сумма налогов. Поэтому муниципальным образованием активно проведена приватизация жилья, когда-то принадлежавшего акционерному обществу. Причем эта работа проводилась через судебные заседания.