Единый и непобедимый?

Какие подводные камни подстерегают нынешних выпускников при сдаче ЕГЭ

Единый государственный экзамен — главная страшилка старшеклассников и их родителей — в прошлом году перешел из разряда эксперимента и был введен в качестве основной формы итоговой аттестации учащихся выпускных классов на всей территории России. Однако форма эта до сих пор не отлажена. То и дело возникают вопросы, связанные с новшеством. Обеспокоенность родителей и учеников понять можно, ведь от того, как школьник сдаст ЕГЭ, зависит его дальнейшая жизнь: продолжит ли он обучение в университете или же останется без аттестата до тех пор, пока не сдаст обязательные предметы — русский язык и математику — на удовлетворительную оценку. Какие подводные камни подстерегают выпускников этого года, корреспондент «Окружной правды» узнала у Любови Балхановой, координатора-организатора государственной (итоговой) аттестации Управления образования МО «Нукутский район».

Выпускник без аттестата

— Государственная итоговая аттестация будет считаться пройденной, если ученик сдаст обязательные предметы — русский язык и математику — на удовлетворительную оценку. Так называемый плюс один балл в этом году не предусмотрен. Остальные предметы выпускники выбирают на свое усмотрение в зависимости от того, какой предмет понадобится для поступления в высшие или средние специальные учебные заведения. По результатам сдачи ЕГЭ ученик может и не получить аттестат, если за экзамен по обязательным предметам он получит неудовлетворительную оценку. Если же не сдан только один из двух обязательных предметов, то допускается пересдача. В случае повторного провала возможность получить аттестат представится только на следующий год. При этом оценки, полученные на ЕГЭ, в аттестат не выставляются. Если раньше ученик, например, получил за экзамен по биологии 3, а итоговая оценка за курс средней школы у него была 5, в аттестат выставлялась тройка. Сейчас же в аттестат выставляется средний балл за итоговые оценки, полученные в 10-м и 11-м классах. Например, по физике в 10-м классе у ученика была четверка, а в 11-м уже пятерка, то в этом случае средний балл составит 4,5, который на усмотрение учителя может быть округлен до пятерки или же, наоборот, снижен до четверки. ЕГЭ не влияет на аттестат, но от него зависит, в каком году выпускник его получит, — пояснила Любовь Степановна.

Экзамен в формате ЕГЭ считается пройденным успешно, если результат ученика равен или переваливает за допустимое количество баллов по сданному предмету. В связи с этим работникам образования часто задают вопросы о том, можно ли заранее знать допустимый балл по тому или иному предмету. К сожалению, узнать его до того, как пройдет сам экзамен, невозможно. Для того чтобы определиться по каждому конкретному предмету, сначала нужно пройти итоговое испытание всем одиннадцатиклассникам. Полученные результаты обрабатываются компьютером и им же путем сложных математических расчетов выводится средний балл на основе анализа работ, написанных выпускниками всех регионов страны. К примеру, каждый год допустимый балл по математике меняется, что говорит об общем уровне подготовки старшеклассников разных лет.

Знать врага в лицо

— В режиме эксперимента проводится государственная итоговая аттестация за курс основной школы. Девятиклассники сдают экзамены по русскому языку и математике в новом формате, приближенном к формату ЕГЭ, который ожидает их по окончании одиннадцатого класса. Существует ошибочное мнение, что девятиклассники сдают ЕГЭ. На самом деле это обычный экзамен, только в форме тестирования, — продолжает Любовь Степановна.

Большинство школьников Нукутского района не могут похвастаться хорошими результатами по итогам единого экзамена, поэтому районное управление образования предпринимает различные попытки, чтобы улучшить показатели. Для этого проводятся встречи учащихся и учителей с членами предметных комиссий Иркутской области по различным предметам. Эксперты, помимо оглашения общей информации, которую следует знать каждому ученику, делают упор на решение задач из практической части: показывают алгоритмы решения, методы анализа. Специалисты из областного центра обращают внимание на то, к какой литературе лучше обратиться и какими документами необходимо руководствоваться.

Любовь Балханова советует обращать внимание на спецификацию и кодификатор. По ее словам, эти два важных документа очень часто упускают из виду, хотя на деле они могут оказать неоценимую помощь. Спецификация — это подробный план теста, где расписано, сколько баллов можно получить по каждому заданию. Таким образом, выпускник может узнать примерные баллы за экзамен. Это позволит ему оценить свои возможности и даст время на подготовку, чтобы получить желаемое количество баллов.

Кодификатор больше важен для учителя-предметника — согласно этому документу становится ясно, что должен знать и уметь выпускник по его предмету к окончанию курса средней школы. Учитель, ознакомившись с кодификатором, будет знать, какой тип подготовки выбрать, есть ли неусвоенные материалы и на что следует обратить внимание ученика в первую очередь.

Недаром говорят, что самый лучший способ защиты — это нападение. Этот принцип применим и в отношении к единому экзамену: чем раньше школьник начнет подготовку к нему, тем успешнее его сдаст. Работа в этом направлении в Нукутском райне ведется уже второй год. Учащиеся школ района принимают активное участие в различных интерактивных и заочных конкурсах регионального и федерального значения, показывая неплохие результаты. Полученные сертификаты и дипломы участников позволяют не только дополнить портфолио ученика или учителя, но и приучают школьников к правильному заполнению бланков ответов и тестовой форме заданий.