Лучше, чем в Сочи

Благодаря сероводородной воде из новонукутского источника люди бросают костыли

Недавно «Окружная правда» писала о праздновании Крещения в Нукутском районе. В статье сообщалось, что в поселке Новонукутском купель прорубили прямо на месте лечебного источника сероводородных вод. Это сообщение вызвало немалый интерес у наших читателей, поэтому корреспондентка еженедельника побывала в санатории «Нукутская Мацеста» и задала вопросы главному врачу здравницы Эльвире Игнатьевой. Она рассказала не только о лечебном эффекте живой воды, но и о проблемах этого государственного учреждения.

Кому можно

Разработка и освоение уникального — от Урала до Дальнего Востока — месторождения сероводородных вод началось в Нукутском районе в 1967 году. Воды этого месторождения относятся к крепким сульфатным растворам. Действие сероводорода на организм человека разнообразно, главным воздействием специалисты считают повышение энергетического потенциала клетки.

— До 90% сероводорода и сульфидных ионов поступает в организм через кожу, 10% — через легкие. Циркулируя в крови, эти компоненты оказывают благотворное влияние на работу нервной системы, укрепляют иммунитет, нормализуют уровень гормонов. Сероводород усиливает обмен белков и аминокислот. Сероводород также проникает в тонкие структуры мозга, улучшая циркуляцию внутренних органов. Вода оказывает противовоспалительное, болеутоляющее, рассасывающее действие с противозудным эффектом, что делает ее идеальной для лечения различных кожных заболеваний. Она также способствует выведению из организма токсинов, ускоряет лечение ожогов, обморожений, ушибов и переломов, — рассказывает Эльвира Игнатьева.

Показаниями к лечению являются заболевания сердечно-сосудистой системы, периферической и центральной нервной систем, опорно-двигательного аппарата, сосудов, вибрационная болезнь. Хорошо лечится трубное бесплодие. (Фотография женщины, ставшая счастливой матерью двух очаровательных здоровых малышей после многих лет бесплодия, стоит на столе главврача санатория.) Хронические отравления солями тяжелых металлов, в особенности свинца и ртути, хорошо поддаются лечению живой водой. Именно поэтому «Нукутская Мацеста» первоначально служила профилакторием Нукутского гипсового рудника, где работники предприятия имели возможность подкрепить свое здоровье. Но живая вода из Новонукутского может нанести и серьезный вред здоровью — сероводород опасен при острых и хронических заболеваниях печени, желчевыводящих путей и почек в стадии обострения, ишемической болезни сердца, стенокардии, сердечной недостаточности второй стадии, токсико-аллергических реакциях на сероводород, вегетососудистых дисфункциях, выраженном атеросклерозе сосудов головного мозга, желчнокаменной и мочекаменной болезнях.

Стены прогнили, пол вздыбился

Одним из самых отталкивающих факторов, который препятствует сероводородному лечению, является запах. Не каждый согласится погрузиться в ванну с целебной водой даже на 10 минут. Хотя результат, несомненно, того стоит. Помимо принятия лечебных ванн минеральную воду используют для спринцеваний, орошений, ингаляций, душей, промываний и микроклизм. Ощущения от всего этого не из приятных. Однако люди, пребывающие сейчас в санатории, убеждают в обратном. Живительная сила нукутской воды подтверждена не только клинически, но и реальными примерами из жизни больных, отчаявшихся когда-либо исцелиться.

Пенсионерка Екатерина Денисовна, жительница Братска, вот уже десятый год приезжает на лечение в санаторий, который она считает лучшим в мире: — На каких курортах я только не побывала! Ни в России, ни заграницей мне не бывает так хорошо, как здесь. Я буквально расцветаю, чувствую себя молодой и легкой. После прохождения лечебного курса у меня улучшается самочувствие, нормализуется работа внутренних органов. Мне доводилось на собственном примере сравнить нукутскую здравницу и сочинскую Мацесту. И сравнение явно не в пользу главного курортного города страны. На мой взгляд, там вода на десять рядов разбавлена, так что никакого эффекта не ощущаешь. А здесь меня все устраивает: и процедуры, и массаж, и питание. Вместе со мной сюда приехала сестра Анна. Вы бы ее видели до лечения: она буквально вползала в палату и без трости обойтись не могла. Теперь же Аня не то что ходит без посторонней помощи — танцует! По пятницам у нас творческий вечер, который организует для нас персонал санатория.

В санатории курс лечения проходит Папуна Нижарадзе, приехавший вместе с сыном Михаилом из Москвы. У мужчины проблемы с позвоночником. В Новонукутский он приезжает уже в четвертый раз, говорит, что получает здесь зарядку на весь год. О санатории узнал от родителей жены, которая родом из Братска. Его сын-подросток Миша раньше болел псориазом, но два года назад болезнь отступила. В санатории он находится на профилактическом лечении.

Единственное, что не устраивает пациентов и врачей «Нукутской Мацесты», — внешний вид и внутреннее благоустройство здания. Лишь местные жители Новонукутского знают, что находится в старом, неприметном деревянном помещении в центре поселка. На лицах приезжих застывает немое удивление, как реакция на новость о том, что в этих стенах находится самый настоящий санаторий. Персонал делает все возможное, чтобы создать уютную атмосферу: в спальном корпусе даже в морозные дни очень тепло, в комнатах стоит не новая, но добротная мебель, стены оклеены простенькими, но со вкусом подобранными обоями, а на окнах красивые занавески. Все это придает санаторию домашний уют. Хотя, как говорится в одной народной мудрости, кашу маслом не испортишь.

Главврач Эльвира Леонидовна надежд на благоустройство не теряет: — Материальная база санатория не позволяет нам провести полноценный ремонт, вся инфраструктура крайне изношена. В плачевном состоянии находится пищеблок, санитарные нормы выдерживаются с трудом. В ванном корпусе, учитывая чрезвычайную активность паров сероводорода, водопроводные трубы и трубы отопления подверглись коррозии, а ванны не менялись с 1974 года. В спальном корпусе стены прогнили до оконных проемов, полы после аварии отопительной системы в 2002 году вздыбились. На современном этапе санаторно-курортного лечения просто невозможно выжить без строительства новых корпусов, оснащенных современным лечебным ванным оборудованием, и пищеблока, отвечающего всем санитарным правилам и нормам. По предварительным подсчетам, общая сумма расходов может составлять до 30 млн рублей.

Кроме того, согласно условиям лицензионного соглашения, необходимо провести ремонт скважин, сметная стоимость которого 2 млн рублей. Эти затраты себя полностью оправдывают, ведь процент положительных результатов после лечения в санатории очень высок. Высокая эффективность лечения обеспечивается соблюдением технологий, соответствующих стандартам санаторно-курортной помощи больным. Вот уже пять лет в «Нукутской Мацесте» нет свободных мест. Чтобы получить путевку, нужно несколько месяцев отстоять в очереди.

Единственный выход из сложившейся ситуации коллектив государственного учреждения видит в реорганизации в акционерное общество. Начиная с 1995 года администрация санатория «Нукутская Мацеста» стремилась привлечь инвесторов, но как только заходила речь о форме собственности санатория, ставился вопрос об акционировании. В 2005 году комитету по госимуществу администрации округа задавался вопрос о возможности акционирования, но правовой комитет отклонил устные предложения коллектива.

— Путем акционирования мы бы могли выйти из создавшейся предкризисной ситуации, но закон не на нашей стороне, — говорит Эльвира Леонидовна. — Пока будем работать в прежнем режиме и надеяться, что «Нукутская Мацеста» сможет прослужить еще несколько лет.