Ставка на ракушечник

Белорусская деревня со столетней историей ищет пути для выживания

Рабочие места в Лидинске исчезли осенью — с закрытием единственной фермы. Жители этой маленькой таежной деревеньки, уже давно привыкшие к ведению личного подсобного хозяйства как к основному источнику доходов, восприняли потерю относительно спокойно. «Жалко вот только, что всех коров, даже стельных, пустили на мясо», — говорят бывшие доярки. Их мужьям тем временем было не до сантиментов — нужно было успеть запасти как можно больше корма на предстоящую зиму. Оставшиеся в Лидинске семьи и не рассчитывают, что о них вспомнит государство. Однако руководство Баяндаевского района с оптимизмом говорит о будущем деревни и делает ставку на ракушечник — в районе Лидинска есть большие запасы этой породы.

Морское наследство

Поверить в то, что на территории вечной мерзлоты сегодняшнего Баяндаевского района когда-то было море, трудно. В наследство от тех времен Лидинску достались залежи ракушечника — разновидности известняка, состоящего из раковин морских организмов. В молотом виде ракушечник является прекрасной добавкой в корм домашней птице, за счет высокого содержания кальция чудесно влияет на качество скорлупы, утверждают лидинские хозяйки. Местные жители понемногу берут ракушечник у здания заброшенной фермы на окраине деревни. Подчеркивают: исключительно для личного пользования. Возможно, благодаря ракушечнику птица с лидинских подворий выглядит как в рекламных роликах — здоровой и ухоженной.

В советское время на территории Баяндаевского района кроме нефти, газа и угля в небольших количествах находили и уникальные природные материалы: целебные грязи, минеральные воды, белую глину и, конечно, ракушечник. При этом ценные месторождения сейчас просто некому разрабатывать. Местные птицефермы завозят для своих нужд ракушечник из Читинской области, а в баяндаевской ветаптеке на полках не залеживается фасованная кормовая добавка дагестанского производства. — Организации, заинтересованные в разработке месторождения, появляются постоянно. Иркутская фирма «Востсибплав» — одна их таких, — прокомментировал Василий Моноев, первый заместитель главы Баяндаевского района. — Возможно, в ближайшем будущем за счет наших природных богатств Лидинск удастся обеспечить новыми рабочими местами, а местный бюджет — дополнительным доходом.

Артисты в каждой хате

Летом 2009-го Лидинск отметил столетний юбилей. Белорусские переселенцы, отправившиеся в начале XX века в холодную Сибирь в поисках лучшей доли, передали своим потомкам изрядный заряд оптимизма. Жители Лидинска, состоящего сегодня всего из тридцати домов, не унывают: «Еще сто лет деревня простоит, вот увидите!»

Несмотря на малонаселенность, Лидинск заброшенным не выглядит: на въезде в деревню гостей встречают две яркие снежные фигуры — белорусская приветливая пара с хлебом-солью. Метров через семьдесят, уже в самом центре деревни, красуется елка. Вокруг — еще с десяток снежных фигур. Автор скульптур, по совместительству лидинский Дед Мороз Павел Дражжин рассказывает: «Праздники отмечаем всей деревней. На празднование национальных белорусских — Ивана Купалы, Гуканьне вясны — гости даже из Иркутска приезжают. Сейчас готовимся к Масленице — с традиционным сжиганием чучела, народными гуляниями». Не хватает артистичным лидинцам, старательно сохраняющим белорусскую культуру, только клуба.

— Мэр района на праздновании юбилея пообещал, что поможет, будем ждать, — говорит Анна Тюшкевич, жительница Лидинска. — Старое здание заброшено, молодежи пойти некуда, но мы не отчаиваемся — собираемся по домам, рисуем декорации, шьем костюмы, учим песни и сценки. Репертуар обширный — летом даже Шекспира ставили! Так что живем, не унываем — опускать руки сейчас никак нельзя.