Коров — на мясо, молокоприемный пункт — на замок

Бескормица заставляет фермеров резать скотину

Январь и февраль — традиционное время дефицита молока и закономерного подорожания молочной продукции. Потребители уже привыкли к тому, что после Нового года цены на творог, сметану и масло растут, но этой зимой во многих населенных пунктах области некоторые виды товаров не просто подорожали, а полностью исчезли с прилавков магазинов. Например, пакетированное молоко чаще всего привозят из соседних областей. Отчего в сельскохозяйственном регионе наблюдается дефицит молочной продукции, «Окружная правда» решила узнать у предпринимателей Боханского и Баяндаевского районов — территорий, где преимущественно занимаются животноводством.

Некого доить

Уже в январе молоко опять поднялось в цене на 1,5—2 рубля. Подорожания коснулись ряда территорий Иркутской области. Эксперты уверяют: прежде чем дойти до потребителя, молоко наценивается минимум в три раза. Сначала свои расценки устанавливает фермер или производитель, затем переработчик и, наконец, предприниматель. В среднем розничная наценка может составлять 25%.

Молоко подскочило в цене, потому что оптовики увеличили закупочную стоимость продукта. В администрациях об этом знают, но повлиять на законы рынка не могут — закон «О розничной торговле» Государственная дума только готовится принять.

По словам специалистов, подорожание произошло из-за увеличения стоимости основного сырья и упаковочных материалов, используемых в производстве молочной продукции, а также из-за повышения тарифов на коммунальные услуги.

Но дело не только в этом — во многих населенных пунктах просто стало некого доить. Отсутствие молока повлекло закрытие молокоприемного пункта в Баяндае.

— Многим частникам приходится избавляться от скота, — говорит Сергей Кузин, руководитель Баяндаевского молокоприемного пункта. — В районе никто не торгует сеном, коров пустили на мясо. Прошлое лето было холодным даже для наших северных территорий, покосы были плохие, часть урожая уничтожили кузнечики. Во многих хозяйствах сейчас бескормица, скоро начнут появляться телята, а их тоже нужно чем-то кормить. Молока не хватает даже на собственные нужды, что уж говорить о продаже. Пришлось на время закрыть пункт.

Обещают, что молоко начнут принимать к концу марта. В прошлом году пункт был открыт впервые спустя несколько лет после закрытия, население было довольно — фермеры привозили до 20 тонн сырья в сутки. Как будет в этом сезоне, неизвестно.

— Телефон пока молчит, за время закрытия пункта мне не позвонил ни один предприниматель, — сетует Сергей Васильевич. — Работникам пункта пришлось уйти в неоплачиваемый отпуск, задействованы только охранники.

Чисто символически

Несколько лет назад фермеры Усть-Ордынского округа начали самостоятельно фасовать молоко и сбывать его в торговых точках области. Сейчас фасовкой почти никто не занимается.

— В нашем районе фасовочный цех был у братьев Балтухаевых, но с принятием нового закона о молоке были изменены требования нормативно-технической документации. По подсчетам, общие финансовые затраты на переход работы на новый технический регламент оказались высокими, переход невыгоден для фермеров, поэтому молоко братья сейчас не фасуют, — говорит Виталий Еликов, начальник управления сельского хозяйства Баяндаевского района.

Похожая ситуация и в Боханском районе. Молоко перестали фасовать не только на частных фермах, но и в заводских условиях.

— Фасовкой заниматься невыгодно, особенно зимой, — говорит Ирина Банаева, председатель кооператива СП ССПК «Боханское молоко». — Зимой молока традиционно меньше, в основном сейчас сырье сдает только «Укыр», собираем чисто символически 300—350 кг в сутки. Выживаем за счет собственной пекарни и маленького магазина, в котором реализуем выпечку. Какой сбор будет дальше — покажет лето.

— В Боханском районе ситуация легче, чем у соседей, кормов хватает, так что снижение надоев у нас сезонное и с приходом весны количество молока непременно увеличится, — уверен фермер Сергей Глазунов.