Бог один — общение разное

Протестанты Усть-Ордынского рассчитывают построить в поселке свою церковь

В последнее время наблюдается довольно четкая динамика роста протестантских конфессий в Иркутской области. Некоторые специалисты считают, что при благоприятных условиях возможна даже тенденция религиозной переориентации региона. Корреспондент «Окружной правды» решил узнать, как обстоят дела по этому вопросу в округе, и пообщался с протестантами поселка Усть-Ордынского, чтобы понять причину их религиозного выбора.

Прихожане поселка

Конечно, классической лютеранской церкви в поселке нет, но есть церкви протестантского толка, такие как церковь пятидесятников «Благословение» и церковь адвентистов. Наиболее активно на территории округа ведут себя пятидесятники. В настоящее время их церковь расположена в обычном деревянном доме. Но скоро, по словам пастора Игоря Кунденко, в поселке Усть-Ордынском будет построен молельный дом, куда они переедут. Прихожан в церкви немного, но это нисколько не смущает пастора.

— Мы не гонимся за количеством, хотя нам нередко и приписывают агрессивную миссионерскую деятельность, — рассказывает Игорь Кунденко. — Люди должны сами принять решение и выбрать то, что им ближе по духу. Мы же просто их знакомим со своим мировоззрением, со своим пониманием христианской веры, но никогда не навязываем свою точку зрения. Я понимаю, что православие многим будет ближе, поскольку это традиционная для большинства россиян религия. Это хорошо. Просто есть христиане, которых не устраивает и никогда не будет устраивать православный взгляд на христианскую веру, они рано или поздно придут к нам. Подчеркиваю: они сами придут, а не мы за ними явимся. Почему я могу об этом говорить так уверенно? Да потому что я сам вышел из православных. У меня был выбор, и я его сделал сам, никто меня не подталкивал. Если быть кратким, то основная причина перехода в пятидесятники у большинства, и у меня в частности, — это желание живого общения с Богом, без посредников. В церкви христиан веры евангельской нет догматических различий между священником и простым прихожанином. Пастор — это обычный человек. Например, мои прихожане называют меня просто Игорем и молятся Богу своими словами. Наши церкви, в отличие от православных, оформлены очень скромно. Мы не признаем пышные церемониальные обряды, иконы, образа, мощи. Не целуем крест, на котором был убит Иисус Христос, и не носим крестиков. Читаем только Библию, причем каждый верующий может толковать ее по-своему, открывая в этой неисчерпаемой книге что-то новое. Это очень важный момент, поскольку человеку дают свободу самостоятельно думать, а не принимать огульно трактовку священника. Еще мне близка протестантская этика, в которой трудолюбие и добросовестность являются высшей добродетелью.

При церкви «Благословение» живут шесть молодых мужчин с тяжелым прошлым. На территории церкви они разводят подсобное хозяйство, помогают пастору, работают. Один из них, Андрей, согласился немного рассказать о том, как он стал пятидесятником.

— Сейчас мне тридцать один год, из них пятнадцать лет я был наркоманом, — говорит Андрей. — Вся моя жизнь в Ангарске была построена на лжи. Из-за этого я потерял все: семью, работу, самого себя. Мне, честное слово, противно вспоминать свое прошлое. В Усть-Орде живу уже более года с твердым намерением изменить свою жизнь. В Ангарске, конечно, есть хорошие церкви пятидесятников, но мне было важно уехать подальше от тех мест, где я столько мучился. Покончить с наркотиками я пытался, конечно, много раз, но ничего не получалось. В самом начале я искал спасения в православной церкви, меня там успокаивали словами, и мне становилось хорошо. Но стоило выйти из храма, как все возвращалось на круги своя. Это было временное спасение, а я искал постоянного. И еще там за все требовали деньги: за крещение, за молебен, за свечки, что создавало преграду на пути к Богу. Только придя к пятидесятникам, я по-настоящему начал общаться с Богом и перестал считать себя отбросом общества. Мне удалось благодаря этому избавиться от наркотиков за считанные дни. Для меня это просто чудо. Теперь я хочу навсегда связать свою жизнь с евангельской церковью: мне здесь помогли, и я тоже хочу помогать тем, кто остался один на один с проблемой.

Пятидесятники Иркутской области выпускают свои газеты, журналы, которые региональные объединения церквей бесплатно раздают прихожанам и населению в целях миссионерской деятельности. Пастор посещает колонию в Бозое и имеет там постоянный приход. Большой пласт работы пятидесятников нацелен на профилактику борьбы с наркоманией, алкоголизмом, ВИЧ среди детей и подростков. Усть-ордынская церковь «Благословение» уже три года тесно сотрудничает с детским клубом «Гэсэр», где каждую субботу они встречаются с детьми, проводят библейский час.

Руководитель детского клуба «Гэсэр» Михаил Григорьевич Исаков, которого все дети поселка очень любят и называют просто дядей Мишей, не скрывает, что он очень доволен работой пятидесятников.

— У меня отличное мнение о них, они открыли в нашем клубе школу добра, — рассказывает дядя Миша. — Они учат детей добру, дружбе, здоровому образу жизни. Причем делают это очень интересно: всегда придумывают разные сценки на эти темы. Детям все это нравится. Также они знакомят детей с Библией. Я сам атеист, но считаю, что дети должны знакомиться с разными конфессиями на своей земле, для того чтобы научиться быть терпимыми. Конечно, не скрою, были возмущения некоторых родителей — мол, что у вас там за секта? Я отвечал: «Приходите сами и смотрите, что это за секта». В итоге ни разу не было такого, чтобы дети перестали ходить в наш клуб. Наоборот, детей всегда очень много. Пятидесятники организовывают каждое лето христианский фестиваль на базе нашего клуба, куда приходит до ста двадцати детей. В рамках фестиваля проводятся игры, конкурсы, мероприятия по профилактике наркомании и подобных негативных явлений. Детям предоставляется трехразовое питание в период фестиваля. Одним словом, работают с детьми они от души.

Откуда денежки?

Для того чтобы бесперебойно организовывать качественную общественную работу, выпускать печатные издания, церкви нужны немалые деньги. По словам пастора Игоря Кунденко, евангельским церквям жертвуют богатые люди, меценаты. Иногда просто отзываются на просьбу помочь обычные люди. Например, на одной из поселковых пилорам пятидесятникам удалось бесплатно получить материал для строительства дома молитвы.

Правда, есть и совсем другая точка зрения на то, откуда у пятидесятников появляются денежные средства. Это «долларовая» версия о том, что пятидесятникам помогают западные организации для усиления влияния протестантизма на российской территории и подрыва традиционного православия.

Отец Сергий, несущий службу в Усть-Ордынском православном храме, негативно относится к пятидесятникам и в чем-то разделяет данную версию.

— В колонии, куда приезжают пятидесятники, численность прихожан прямо пропорциональна тому, сколько коробок с подарками они с собой привезли, — говорит отец Сергий. — Если коробок много, то прихожан будет тоже много, если коробок нет — и прихожан нет. Я тоже веду там службы, и у меня в приходе немного человек, но они истинно верующие. Они приходят ко мне не из-за подарков.

Усть-ордынские пятидесятники считают, что нападки православной церкви несправедливы.

— Ничего подобного, — восклицает Андрей. — Мы с Игорем не всегда приезжаем с коробками, только в праздники. И от количества подарков не зависит наш приход. Знаете, даже если бы это было так, то в этом нет ничего страшного. Пусть люди радуются подаркам, которых они, возможно, никогда в своей жизни не видели. Мне непонятно, почему православная церковь так враждебно к нам относится. Ведь пятидесятники реально помогают людям. Государство своих граждан забросило. Скажите, если бы не пятидесятники, то где бы я сегодня был? В лучшем случае валялся бы где-нибудь в пьяном угаре, а в худшем — покончил бы жизнь самоубийством от безысходности. Больше выбора у меня не было, и его нет у тех, кто оказался в такой ситуации, как я когда-то. Нам государство не то что коробочку с подарками не даст, оно и копейки для нас пожалеет. Ну, сбился человек с пути, что его теперь — топтать? После этого судите сами, что лучше.

Пастор Игорь Кунденко на вопрос о том, почему у нас так тяжело живется простому народу, ответил, что каждый народ имеет то правительство, которого заслуживает. И добавил:

— Вы знаете, почему в России случилась революция? Потому что мы хотели всего и сразу, как в наших сказках, то есть «по щучьему велению», а остались в итоге у разбитого корыта. При этом обвинив, как обычно, Запад.