Первый плотник на деревне

Илья Башинов из Ирхидея делится секретами мастерства

Пластиковые окна, виниловый и металлический сайдинг и дома из сендвич-панелей становятся привычным зрелищем даже в самых захудалых деревушках округа. Любая хорошая хозяйка, прищурив глаз, выдаст точную смету на установку ПВХ-окна и телефон знакомого мастера, а потом грустно вздохнет: двери и окна из дерева сейчас не в моде, материал дорогой, плотника хорошего не найдешь. Илья Башинов, известный в Ирхидее плотник, без работы не сидит и наступления эпохи пластика не боится: «Хорошего мастера работа сама найдет!»

На дом Ильи Башинова укажет каждый житель Ирхидея, еще и устроит протекцию в духе простоквашинских героев:

— А ежели вам ворота нужны, так лучше него мастера во всей округе не найдете. Илья Игнатьевич и для нашего фельдшерского пункта, и для фермеров ворота делает.

Морозным полднем Илья Игнатьевич не засиживается дома — вместе с женой Диной Андреевной хлопочет во дворе.

— Мы в Ирхидей переехали из Осы лет семь назад. Поставили дом, обзавелись хозяйством, — рассказывает Илья Игнатьевич. — Плотницкому делу я обучался самостоятельно, методом проб и ошибок. Сначала себе ворота срубил — соседям понравилось, попросили такие же, а потом заказы чередой пошли.

Под небольшим навесом стоят почти готовые ворота для Ирхидейского фельдшерско-акушерского пункта. Несмотря на рабочий беспорядок, заметно: у каждого инструмента свое место. На обрезке доски, прибитом к стенке, мастер записывает размеры и расчеты. Илья Игнатьевич, нежно поглаживая новенькие ворота, рассказывает секрет его востребованности:

— Делаю как для себя, с душой. Внимательно подбираю дерево, а это сейчас не так легко, ведь самый качественный материал сдается китайским перекупщикам. Дерево хорошенько просыхает и идет в работу. Стараюсь раздобыть сосну, которая растет у соседей в Бильчире, возле Ирхидея в основном низкорослые сучковатые деревья, не годящиеся для хорошей работы. А дальше никаких секретов, только накопленный опыт помогает и... иногда жена.

Дина Андреевна добродушно смеется:

— Да, очень помогаю. Сначала гвоздь забью, потом разгибаю! Пока Илья Игнатьевич осваивал работу плотника, Дина Андреевна научилась прясть, теперь вяжет прочные и теплые носки для многочисленных внуков.

— В деревне чему только не научишься, — комментирует она. Недавно Илья Игнатьевич получил необычный заказ: односельчанин накануне свадьбы дочери попросил сделать сундук для приданого. Мастер загорелся было идеей, но отказался:

— Работа штучная, умение особое нужно. Предки наши веками учились такие вещи делать, свои традиции выработали, а я с ними незнаком. Лучше делать то, что действительно умеешь, а не гнать халтуру.