Опасные игры

Дети из Бурятского Мельхитуя вынуждены развлекаться в заброшенном здании

Долгая и ухабистая дорога к дикому пляжу, именуемому в народе «золотыми песками», пролегает через деревню Бурятский Мельхитуй Нукутского района. По обе стороны дороги стоят крепкие дома с новыми заборами и пластиковыми окнами. По первому впечатлению можно сказать, что люди здесь живут хорошо.

По сравнению с другими деревнями так оно и есть. В Бурятском Мельхитуе народ предприимчивый, привыкший рассчитывать только на себя. Живут за счет личного подсобного хозяйства, в больших количествах разводят крупный рогатый скот и свиней. Уход за животными отнимает очень много времени, поэтому постоянной работы практически ни у кого нет, за исключением нескольких десятков человек, работающих на полях СХЗАО «Приморский». Хотя и работать, по сути, некому. В деревне остались преимущественно старики да малые дети.

Личное подворье позволяет селянам учить своих детей-студентов в городах. Как говорят сами жители, студентов у них много, вот только не возвращается никто обратно в деревню. Да и нужно ли им это? Вопрос риторический. Согласитесь, для молодежи перспектив никаких. Можно, конечно, разводить скот, имея высшее образование, но вот какой родитель захочет такой судьбы своему ребенку, в которого вложено столько надежд, сил и денежных средств?

Еще одна проблема — отсутствие развлечений. Некогда здесь работал клуб, гордость района. От красивого здания, построенного в классическом стиле, остались лишь стены, а по ветхой крыше бегают дети. Старый клуб — это своеобразная альтернатива детской игровой площадке, за неимением которой дети играют прямо в здании клуба, тут же от полуденной жары скрывается скот.

Заведующая клубом Елена Аскарова говорит, что дискотеки сейчас проходят в помещении, предоставленном СХЗАО «Приморский».

— Положение у нас, конечно, незавидное, — говорит завклубом. — У администрации МО «Закулей» денег нет, вот и приходится выкручиваться собственными силами. Ремонт осуществляем за счет спонсорской помощи, а также вкладываю средства из собственного кармана. В ремонте мне помогают муж и дети.

Елена Аскарова также рассказала, что год назад из клуба украли музыкальный центр, который так и не нашли. Чтобы население от этого не страдало, завклубом устраивает дискотеки, проходящие два раза в неделю, под звуки личного музыкального центра. На праздники она приносит из дома караоке, который не стоит без дела. Что-что, а петь здесь любят. Главные запевалы на селе — Рашида Аскарова, Альфия Ахметчина, Данчира Баширова. Среди подрастающего поколения самые активные — сестры Эрдынеевы Настя и Алена, Тома Панова, Саша Голышева, Мила Тимофеева, брат и сестра Саша и Аня Мифтахутдиновы. Без их участия не проходит ни один праздник, устраиваемый в клубе.

— Клуб у нас был хороший, — продолжает рассказывать завклубом. — Вот бы молодых специалистов привлечь, чтобы его восстановить. Хотя дело это затратное и вряд ли осуществимое.

Если помечтать и представить себе, что клуб этот все-таки восстановят, потратив на это дело много сотен тысяч рублей, будет напрашиваться другой вопрос: а для кого, собственно говоря, его построили? Ведь демографическая ситуация весьма неблагоприятная, многие дети сейчас получают пенсию по инвалидности. Надежды на то, что молодежь вернется домой и создаст новые семьи, ничтожно мала. Между тем проблема остается: каждый день дети подвергают риску свои жизни, бегая по крыше разваливающегося здания. По мнению жителей, здание стоит разобрать и построить на этом месте детскую площадку, которая, кстати, существовала в этой деревне в советское время.