Жертва богам

На тайлагане шаманы просили удачи у духов синего неба

Для того чтобы решить, где в этом году проводить один из важнейших тайлаганов года Тэнгриин Юhэн ноедто, шаманы Прибайкалья провели специальное заседание. На нем было решено — тайлаган состоится около деревни Горхон Баяндаевского района. Шаманы приняли свое решение не просто так: именно в этом месте растут древние лиственницы, издревле считающиеся у бурят священными. На лиственницах хоронят шаманов, леса, состоящие из пород этих деревьев, нельзя рубить, иначе можно навлечь неприятности на всех членов своей семьи. Также около Горхона располагается водораздел двух рек: Ангары и Лены, что очень важно в шаманской религии, так как символизирует границу между севером и югом.

Тайлаган — неотъемлемый ритуал всех верующих шаманистов. В последние годы силами общин эта традиция стала возрождаться, и уже несколько лет присутствие на тайлаганах представителей семейных родов стало обязательным для многих жителей округа. По правилам проведения, приехать могут все желающие.

Предпочтительно быть одетым в костюм синего цвета, обувь должна быть с закрытыми пятками. Мужчины и женщины должны сидеть по разным сторонам проведения ритуала. Причем вход представительницам слабого пола на мужскую территорию строго воспрещен. Непосвященный человек может предположить, что это связано с ритуалом жертвоприношения. Каждый, кто впервые побывал на тайлагане, скажет, что зрелище это не для слабонервных. Однако шаманы утверждают, что дело вовсе не в жестокости ритуала. Раньше женщинам вообще нельзя было появляться на территории проведения молебнов. До сих пор существуют священные места, в которые женщинам приходить строго запрещено.

Тэнгриин Юhэн ноедто — обряд почитания духов синего неба — состоялся 26 июня. Он собрал по меньшей мере около трехсот человек из разных районов округа, Иркутска, Улан-Удэ. Специально на молебен приехал заместитель губернатора, руководитель администрации округа Анатолий Дьячков.

— Сейчас идет возрождение древних традиций, — говорит Анатолий Михайлович. — Это направлено на благо народа. Я принимаю участие в тайлагане второй раз, первый раз присутствовал на молебне перед «Алтарганой» на острове Ольхон. Сегодня я отстоял очередь, подал записку о том, чтобы помолились за мою семью, семью моего друга. Все правила я постарался соблюсти, здесь я не как чиновник, а как простой гражданин, житель этой земли. До самого позднего вечера длился молебен, в ходе которого богам было принесено жертвоприношение в виде коня и девятерых овец. Несмотря на то что в этот день обещали дождь и небо с утра хмурилось, природа благосклонно отнеслась к людям, что было расценено присутствующими как добрый знак.

Справка

Слово «тайлаган» («тахил») происходит от древней общемонгольской формы «тахиху», перешедшей в «тайху», что означает «чествование богов».

Сроки и цели проведения обрядов определялись циклом сельскохозяйственных работ, временем кочевки. Главное их назначение — просьба у богов, эжинов благополучного года, урожая, травостоя, умножения скота, счастья в семьях, избежания бед и несчастий. Тайлаганы могли быть семейными и коллективными молебствиями.

Обычно тайлаганы устраивались на вершинах гор, откуда открывается широкий обзор на расположенные у подножия улусы, — хозяин местности обычно живет там, откуда может обозревать свои владения. Иногда устраивались у подножия горы, на берегу реки или озера, каждый тайлаган имел свое постоянное живописное место проведения.

У большинства бурят были обязательны три больших тайлагана: весенний, летний, осенний. Из всех тайлаганов самым торжественным и многолюдным был Ехэ тайлаган — большое жертвоприношение, проводимое в начале лета.