Заядлый лошадник

Фермер из Аларского района разводит пони и племенных лошадей

— Пони — тоже кони, — говорит Сергей Холодов, фермер из Аларского района, — завел их несколько лет назад. Так получилось, что маленьких лошадок мне предложили взять в качестве возврата долга. Мне они очень понравились, так что отказываться я не стал. Теперь пони — одни из любимых обитателей моего хозяйства. Хозяйство у Сергея Холодова и правда большое. ООО «Нива», которое образовалось в результате закрытия колхоза имени Куйбышева деревни Мало-Молево, является одним из самых развитых в районе. Специализируются на животноводстве и растениеводстве. Одних только дойных коров в стаде насчитывается около 200, всего держат 700 голов КРС. Сергей Холодов также известен всей округе как настоящий лошадник, способный на все для того, чтобы заполучить нужного ему коня к себе в табун. О том, как идут дела во время экономического кризиса у перспективного хозяйства и что удалось сделать во время посевной, узнавала «Окружная правда».

Старая техника лучше новой

— Кризиса мы не чувствуем. Какие были проблемы, такие и остались, новых пока не добавилось, — говорит Сергей Холодов. — Основная проблема — это отсутствие молодых высококвалифицированных специалистов. Работает в основном мое поколение; что будет после того, как нас не станет, загадывать не берусь. Но эту проблему за один день не решить. Так что пока решаем повседневные задачи. Недавно закончили посевную. В этом году удалось увеличить площадь посевов. Нашему хозяйству приходится трудиться целый год. Фермеры, которые занимаются только растениеводством, озабочены посевной и уборочной, а животноводство отнимает много времени и зимой, и летом. В этом году прекратилась выплата дотаций на закуп молока у населения, поэтому «Нива» больше молоко не покупает. По мнению местных работников, прекращение выплат плохо скажется на состоянии дел в сельском хозяйстве. — Только успели люди порадоваться, что могут сбывать свою продукцию, как дотации прекратились. Частники недовольны сложившимся положением вещей, но сделать, как всегда, ничего не могут, — говорит Ольга Попова, главный зоотехник.

В самом хозяйстве проблем с надоями и молочной продукцией нет — о стаде здесь заботятся хорошо, доярки приезжают со всех окрестных деревень. Чтобы пропитания хватило всем обитателям фермы, необходимо заготовить большое количество кормов. Для того чтобы облегчить труд пахарей, хозяйство в прошлом году закупило в лизинг два новеньких трактора иностранной сборки. Но неожиданно техника дала сбой.

— Вначале мы очень радовались покупке. Тракторы разработаны по последнему слову техники: есть и кондиционеры, и магнитолы, но после первого же сезона работы на полях тракторы вышли из строя. Кстати, они обошлись нам очень дорого. Их цена сопоставима со стоимостью двух джипов. Сейчас идет разбирательство по этому делу, пытаемся возместить ущерб по гарантии, самостоятельно сделать детали, похожие на заграничные, — говорит Сергей Холодов.

Элитный табун

Если проблему с техникой можно решить при помощи механизаторов и русской смекалки, то к животным нужен особый подход. Люди, имеющие хоть какое-то отношение к сельскому хозяйству округа, знают, что Сергей Холодов понимает толк в настоящих лошадях. Именно его кони часто приходят первыми на скачках.

— Первого арабского скакуна удалось приобрести, когда существовал совхоз, от него пошли все наши породистые кони. Страсть к лошадям у меня в крови, научиться конному делу невозможно, это должно быть в душе. Но увлечение тоже может приносить доход. Хорошие кони всегда стоили дорого, поэтому стараюсь, чтобы дела на конюшне шли хорошо. Мы занимаемся продажей лошадей, также стараемся поддерживать генофонд и покупаем коней на стороне. Сейчас хочу съездить на Нерчинский конный завод и присмотреть там какого-нибудь скакуна. Также пользуются спросом пони. Этих маленьких лошадок состоятельные люди берут в подарок своим детям и внукам, — говорит Сергей Холодов.

Чтобы содержать лошадь, нужно приложить немало усилий. Особенно это касается кормов. Настоящей трагедией мог обернуться пожар, который случился в сентябре прошлого года, — сгорел сеновал, а с ним и все заготовки на зиму. Выжить лошадям помогло только упорство работников.

— Уверен, что это был поджог, но виновных так и не нашли. Видимо, вредители знали мое больное место. Однажды у меня украли коня, но я быстро нашел похитителей по следам и сдал их в милицию. Мои лошади должны содержаться в комфорте и безопасности, поэтому в следующем году начну строительство новой конюшни, — строит планы Сергей Николаевич.