Мастера округа осваивают выделку кожи

Для обработки шкур построили кожемялку по старинным чертежам

Недавно мастера Усть-Ордынского центра художественных народных промыслов начали осваивать процесс обработки шкур домашних животных. Такая необходимость возникла, когда специалисты начали готовиться к фестивалю «Алтаргана».

Выделка шкур — достаточно трудоемкий процесс. Поэтому человек, не владеющий определенными знаниями и навыками, не сможет самостоятельно заняться этим делом. Но, к счастью, среди сотрудников ЦХНП нашелся человек, который был знаком с технологией выделки шкур. Им оказалась Клавдия Алексеева. После окончания механического факультета Восточно-Сибирского технологического института она двенадцать лет трудилась на Иркутском кожевенном заводе. К этому времени молодая девушка уже владела навыками обработки шкуры. Секреты мастерства передались Клаве от ее родственников.

— Дядя моей мамы, уроженец Осинского района, был улигершином, — говорит Клавдия Вахрамеевна. — Мама знала много сказок, от нее я получила сведения о традиционных женских бурятских украшениях. Бабушка и мама хорошо владели навыками выделки шкур. Ведь если учесть, что раньше буряты верхнюю одежду шили в основном из овечьих шкур, то это занятие для них было обыденным делом. Хорошо они знали и технологию выделки сыромяти для подошвы унтов из шкур лошадей и крупного рогатого скота. Но со временем буряты отошли от некоторых традиционных промыслов, в том числе и от обработки шкур животных.

Готовясь к «Алтаргане», мастера ЦХНП под руководством Клавдии Вахрамеевны обработали около десятка различных шкур, для чего по оригинальному рисунку, взятому из фондов Усть-Ордынского национального музея, была изготовлена специальная кожемялка. С этим непростым заданием прекрасно справился мастер по дереву Олег Еропов. Сейчас идет усовершенствование этого механизма.

При выделке шкур, из которых впоследствии были изготовлены панно с изображением древних наскальных писаниц, мастерами использовалась как традиционная бурятская технология, так и классическая.

— Выделка шкур является процессом многоступенчатым, — говорит мастерица. — Вся работа велась вручную и начиналась с сортировки и отбора, затем шла сгонка волос, а после обработка и выделка шкуры на кожемялке. Эстетики в такой работе нет, если учесть специфический запах, исходящий от шкур, грязь и кровь, с которой в процессе работы приходится сталкиваться. Несмотря на это, работа мне нравится, тем более что дело это для меня привычное. Когда-то на кожевенном заводе, будучи начальником цеха, мне приходилось работать в телогрейке и резиновых сапогах по колено в грязной воде. Если бы во время перестройки завод не закрылся, то работала бы там и дальше. Самым сложным в процессе выделки шкуры является снятие подкожной мездры. На полную обработку кожи требуется неделя кропотливой работы.

Во время подготовки к «Алтаргане» для моментальной сгонки волос был использован раствор извести, а раньше буряты для этой цели прибегали к другим средствам. К примеру, они выдерживали шкуру в навозе. Для устранения запаха овечьей шкуры с волосяным покровом мастера центра пользовались моющими средствами, а наши предки умудрялись обходиться без этого. Результат работы — произведения искусства, рассказывающие о древней и уникальной культуре бурятского народа.

По словам Виктории Банаевой, методиста ЦХНП, чьими руками были перенесены рисунки с древних писаниц на полотно из кожи, работу Клавдии Алексеевой отличают не только оригинальность используемой технологии, но и мастерство и высокое качество исполнения. Помимо обработки и выделки кожи Клавдия Вахрамеевна освоила процесс подготовки и прядения конского волоса для изготовления тааров (гобеленов).

После фестиваля работы Клавдии Вахрамеевны были использованы для оформления бурятской юрты на Байкальском экономическом форуме, который проходил в сентябре 2008 года на базе архитектурно-этнографического комплекса «Тальцы», на межрегиональной выставке мастеров художественных народных промыслов «Русь мастеровая» и в других значимых экспозициях.

— Из обработанной кожи получаются не только панно, но и оригинальные маски, а также шаманские атрибуты. К примеру, бубны. Обработка кожи, которую удалось нам освоить, имеет большое значение, если учесть всевозрастающий интерес к архаике, — говорит Виктория Андреевна. — Благодаря этнографическому материалу, собираемому Клавдией Вахрамеевной по местам бытования народных промыслов и ремесел, наши мастера сегодня с успехом претворяют свои задумки в действительность.