Дархан Боханского района

Владимир Бутуханов хранит секреты изготовления ножей и ювелирных украшений

В старину профессии кузнеца и ювелира (дархана) пользовались большим уважением у бурят. Тайны ремесел передавались по наследству. Кузнецы по силе своих магических способностей стояли выше шаманов. Сейчас эта специальность стала редкой, настоящих профессионалов в Усть-Ордынском округе можно пересчитать по пальцам. Среди них житель села Новая Ида Боханского района Владимир Бутуханов. «Окружная правда» побывала в гостях у семьи мастера и узнала, как живут современные дарханы.

Мода на трубки

Владимир Бутуханов работает в окружном Центре народных промыслов. Его работы можно встретить в музеях, на выставках и в частных коллекциях. Мастер предпочитает трудиться дома в собственной мастерской. Туда нет доступа даже родственникам Владимира Викторовича. Согласно поверью, это место нельзя фотографировать. Никто не должен наблюдать за тем, как работает кузнец. Заказов в это время года хватает — в Белый месяц поступает много предложений от творческих коллективов: кому-то нужно отремонтировать детали национального костюма, кто-то заказывает новые вещи для сценического гардероба. Во время нашего визита хозяина не оказалось дома, поэтому о знаменитом в округе ювелире нам рассказали его родственники.

— В последнее время стало модно заказывать курительные трубки, — говорит Дулгар Бутуханова, жена ювелира. — Иногда люди приносят эскиз будущего изделия. Владимир предпочитает работать по ночам, иногда под настроение он может сделать несколько заказов за сутки, но случается, что приходится долго ждать вдохновения. Больше всего мой муж любит делать ножи и женские украшения. Но своих секретов не выдает. Ведь умение изготовить качественный нож — знак высшего пилотажа в кузнечном деле. Для этого приходится осваивать новые технологии и обращаться к опыту предков. Ведь специалисты ставят бурятское кузнечное мастерство на один уровень с дамасским. Так что нам есть чему поучиться у мастеров прошлого.

Желание стать ювелиром у Владимира Бутуханова появилось после окончания школы. Тогда в Иволгинском училище Республики Бурятия набирали первых студентов, желающих научиться шитью национальных костюмов и узнать секреты ювелирного искусства. Среди того экспериментального набора оказались будущие супруги Бутухановы. Так что из Бурятии Владимир Викторович привез не только свидетельство об окончании училища, но и молодую жену.

— У моего мужа нет проблем, что подарить мне на праздник, — говорит Дулгар Бутуханова. — Он часто придумывает новые коллекции ювелирных украшений. Первое кольцо, которое он сделал специально для меня, я ношу до сих пор и не снимаю ни при каких обстоятельствах.

Старомонгольский язык

Ювелирные украшения Владимир Бутуханов дарит также своей маме Глафире Филипповне. Она знатная мастерица, в селе ее знают как отличную рукодельницу. Много лет она преподавала домоводство в местной школе, ездила по деревням, чтобы собрать предметы старинного бурятского быта. Например, в семье до сих пор хранится берестяной короб, в котором бурятские девушки хранили свое приданое. Несмотря на преклонный возраст, Глафира Бутуханова продолжает рукодельничать. Недавно сшила особенные варежки. Такие раньше носили все женщины. Существовали рукавички для работы (из грубой ткани) и для праздника (из бархата). Мастерица вышила на них особый рисунок — точно такой был на варежках ее мамы.

— Дар дархана достался сыну от наших родственников, — говорит Глафира Филипповна. — Я не знаю, были ли в нашем роду кузнецы или ювелиры, так как росла при советской власти и на подобные темы мы тогда старались говорить меньше. Но вот дядя был художником, а мой отец — первым редактором районной газеты «Сельская правда». Времена тогда были тяжелые. Отец сгинул во время сталинских репрессий. Я бережно храню документы тех лет. На самых старых стоят печати на старомонгольском языке. Любопытный факт: в первых классах школы меня учили писать именно на этом языке, на русский переучивали уже в старших классах.

Культурные традиции семьи продолжают сыновья Владимира Бутуханова — Чингиз и Булат.

— Булат растет творческим ребенком, — говорит Дулгар Бутуханова. — В прошлом году на окружном конкурсе «Юный Гэсэр» он занял первое место, хорошо показал себя на аналогичном соревновании в Улан-Удэ. Костюмы для выступлений мы шили всей семьей. Я не только изучала особенности пошива национальных костюмов в училище. На моей родине — в Агинском округе — повседневная одежда многих жителей состоит из дыгыла (монгольская шуба. — Прим. авт.), национальной шапки и обуви. Также сценический костюм помогал украшать Владимир — он изготовил специальные мужские украшения. Кстати, сыновья уже интересуются кузнечным делом, так что, возможно, они продолжат дело отца.