Мечта улигершина

Ким Макаров собирается записать диск старинных песен

«Все меньше остается людей, которые помнят старинные обычаи бурятского народа. На праздниках организаторы стараются сделать шоу, способное привлечь внимание зрителей. Как на самом деле должны выглядеть настоящие танцы и звучать бурятские песни, знают единицы. Моя мечта — собрать таких людей вместе, чтобы они обменялись опытом, и записать диск песен наших предков», — говорит Ким Макаров, известный улигершин, участник фольклорного ансамбля «Аянга».

Семейный альбом

Ким Андреянович еще помнит времена, когда ехор танцевали всей деревней, а встретить на улице пожилую женщину в национальном наряде было обычным делом. В семейных альбомах бережно хранятся фотографии бабушки Дарьи Башкуевны в украшениях, которые теперь можно увидеть только в музеях, и снимки дедушки Андреяна Антоновича. О своей маме, Александре Макаровой, Ким Андриянович рассказывает с особой гордостью. Ведь она работала председателем колхоза в деревне Кутанке Осинского района. Была единственной женщиной — делегатом от Иркутской области XIX партсъезда в Москве. В семье есть фотографии, где Александра Андреяновна снята вместе с Буденным и Пашей Ангелиной — самой знаменитой трактористкой Советского Союза. Сейчас Киму Андреяновичу семьдесят четыре года, но старым его не называет никто — он ведет активный образ жизни. Постоянно участвует в мероприятиях Иркутска и Усть-Ордынского округа, неизменно привозит домой награды с различных конкурсов.

— Когда моя внучка рассматривает семейный альбом, она говорит: «Дед, а ты в молодости был красивый. Молодость прошла, а красота осталась», — рассказывает Ким Макаров.

Фотографии — свидетельства правдивости слов внучки. В молодости Ким Андреянович пользовался популярностью у девушек. Со своей женой Ольгой Александровной он познакомился в институте в Улан-Удэ. Говорят, это была любовь с первого взгляда. С тех пор прошло пятьдесят лет. У супругов родились две дочери, появились на свет трое внуков.

— У меня непростая жена — москвичка, — говорит Ким Макаров. — В Бурятию она попала во время Второй мировой войны. После нашей свадьбы мне на учебу пришлось перевестись в Иркутск. Мы использовали каждый выходной, чтобы встретиться. В молодости расстояние не помеха настоящим чувствам.

Старожилы округа

У Кима Андреяновича давно появилась мечта записать диск старинных песен. Иркутский улигершин не только строит планы, но и старается воплотить свои идеи в жизнь. Недавно сел и написал по памяти девяносто старинных бурятских песен.

— По форме такие песни напоминают русские частушки, — рассказывает Ким Макаров. — Их исполняли на праздниках, вечеринках. Содержание песен зависело от повода, по которому собирались люди. Обычно они пели о любимой девушке, родном доме. Были песни, посвященные гостям. У некоторых был особый дар к сочинению подобных куплетов. Вот откуда пошло выражение о том, что буряты поют то, что видят. На самом деле это очень непросто — за несколько минут сложить четверостишие, подходящее данному случаю.

По словам Кима Макарова, в Усть-Ордынском округе осталось несколько старожилов, помнящих старинные песни. В Аларском районе живет Роман Дамбинов — обладатель роскошного баса. Георгия Коняева можно по праву назвать энциклопедией бурятской культуры. Он не только помнит песни предков, но и обладает даром сочинять новые. В Осинском районе проживает чета Иринцеевых — Лев Прокопьевич и Вера Петровна знают не один десяток различных песен. Ким Андреянович планирует собрать этих людей вместе, чтобы записать диск.

— Песни, которые мы знаем, сочинил народ, и они не должны пропасть. Сейчас все занимаются развитием бурятской культуры. Пора заняться ее сохранением. На большие праздники съезжается много народа. Именно там необходимо показывать людям наши истинные традиции. Если успеем, то запишем диск к следующим Ердынским играм. В ехор, который в этот праздник обычно танцуют вокруг горы Ерд, становятся семьсот человек. Именно столько нужно, чтобы опоясать гору. В прошлый раз одновременно образовались три круга из танцоров. Но по правилам ехор должен проходить без музыки, используются только песни. Было бы здорово поставить диск со старинными песнями. Тогда станцевать настоящий ехор, по всем бурятским традициям, смогли бы несколько сотен человек одновременно, — говорит Ким Андреянович.