Ученики окружных школ выводят бабочек и проверяют качество воды

Подведены итоги традиционного конкурса «Исследователь природы», в котором приняли участие все районы округа. В этом году из-за финансовых проблем он впервые прошел в заочной форме. В Усть-Ордынский центр дополнительного образования на рассмотрение было представлено 33 работы.

По словам Маргариты Степановой, методиста центра, в этом году, по сравнению с предыдущим, работ было значительно меньше. Зато комиссию порадовало большое разнообразие тематики исследований. Много хороших работ было представлено в секции «Социальная экология». Всего работало пять секций. Из недостатков было отмечено отсутствие статистики исследований. Любая научная работа, по мнению жюри, строится на сравнительном анализе. Чтобы получить какие-то результаты, над одной темой, как правило, необходимо работать несколько лет.

При подведении итогов учитывалась чистота постановки эксперимента. Особенно это касалось секции «Овощеводство и садоводство». К примеру, здесь необходимо было указывать точную дозировку вносимых удобрений. В качестве отрицательных моментов, выявленных в ходе знакомства с работами, были отмечены нечеткая постановка целей и задач и небрежность в оформлении работ.

Возможно, именно поэтому в секциях «Ботаника и цветоводство», «Овощеводство и садоводство, «Экология флоры и фауны» первые места не присуждались. На фоне этого в более выгодном свете оказались секции «Социальная экология» и «Зоология позвоночных животных и беспозвоночных». Работы этих номинаций были более совершенными и отвечали всем требованиям.

В секции «Социальная экология» первого места была удостоена работа «Родник Шанаа. Прошлое. Настоящее. Будущее» Анатолия Бертанова, ученика 9-го класса Кахинской средней общеобразовательной школы Осинского района. Под руководством Лилии Бертаковой он проделал интересную и кропотливую работу. Исследователем были проведены опыты по определению качества воды в условиях школьной лаборатории.

Второе место за интересную работу «Изменение микрофлоры молока при повышении температуры» было присуждено Макарову Алексею, ученику 11-го класса Новоленинской СОШ Осинского района (руководитель Василий Имыгыров). В секции «Зоология позвоночных животных и беспозвоночных» уверенную победу одержал ученик 6 «Б» класса боханской СОШ № 1 Исаков Александр.

Саша уже второй год занимается изучением жизнедеятельности гусениц и куколок махаона. Если в прошлом году он смог вывести только куколок, то нынче Саша получил уже саму бабочку махаон. Научной деятельностью ученика руководит опытный педагог Мария Исакова. Членам конкурсной комиссии понравился вывод, сделанный юным исследователем. Он считает, что следует больше сажать укроп, так как именно он привлекает гусениц этой красивой бабочки.

По словам Маргариты Константиновны, лучшие работы, занявшие призовые места, будут включены в сборник «Природа глазами детей». Таких работ немало. Среди авторов — Копылова Света из Половинской СОШ Баяндаевского района, Барлукова Аюна и Тайбинова Катя из Усть-Алтанской СОШ Осинского района. Говоря о руководителях, Маргарита Константиновна в числе лучших назвала Александру Васильеву из Кутанской основной школы, Валентину Нестеркину из Аларского района, Елену Жилину из боханской СОШ № 2, Антонину Атанову из Аларской средней школы, Татьяну Коняеву из Хохорской СОШ Боханского района и Ольгу Филимоненко из Харатской СОШ Эхирит-Булагатского района.