Белых пятен в истории бурят стало меньше

В Осинском районе прошла конференция "Хангаловские чтения"

В прошлую пятницу в селе Оса состоялась межрегиональная научно-практическая конференция "Хангаловские чтения", посвященная 150-летнему юбилею бурятского ученого, этнографа и просветителя Матвея Николаевича Хангалова. Статус конференции был достаточно высоким, разговор о жизни Матвея Хангалова вели люди, известные в научных кругах Иркутской области и Республики Бурятия.

На мероприятии присутствовали земляки Хангалова, приехавшие с его исторической родины (села Закулей Нукутского района), жители села Бильчир Осинского района, где ученым были созданы его фундаментальные труды, а также краеведы округа. Сейчас учителями школ и библиотекарями ведется большая поисково-исследовательская работа по изучению истории бурятского народа, начало которому было положено Матвеем Хангаловым.

Из докладов участники конференции узнали много нового и интересного об архивном наследии Матвея Хангалова, хранящегося в фондах Института монголоведения, буддологии и тибетологии БНЦ СО РАН, дневниковых записях ученого за 1902-1913 годы. По словам Веры Михайловой, к. и. н., директора музея истории Бурятии, ученый оставил 13 дневников.

В этот день слушатели узнали несколько интересных фактов из жизни бурят. К примеру, в дневнике за 1908 год в заметке под названием "Нижнеудинские буряты" ученый писал: "Нижнеудинские буряты никогда не знали, что такое 6-8-угольная круглая юрта. Юрты у них всегда были четырехугольные". Об этом многие присутствующие услышали впервые. Также докладчик, опираясь на дневниковые записи, рассказала об убранстве юрты верхоленских бурят. Интересный факт, содержащий сведения о местах захоронения бурятских шаманов, Хангаловым был записан в дневнике за 1902 г. В частности, он писал, что на могилах бурятских шаманов видны упавшие и полуразвалившиеся православные кресты. А рядом с крестами кое-где лежат и православные иконы. Этот факт не может вызвать интерес, ведь, согласно записям, получается, что бурятские шаманы когда-то были двоеверцами.

Из дневниковых записей можно узнать факты не только о бурятском, но и о русском народе. Например, о переселении русских в Сибирь из западных и центральных регионов России. Благодаря строительству переселенческих трактов нижнеудинские буряты стали жить зажиточно. Первые инженеры-геодезисты, проживавшие в юртах у бурят, платили им за постой, покупали у них еду. Многие буряты благодаря этому получили возможность покупать пиломатериалы и строить хорошие, крепкие дома русского типа.

Содержательным было выступление Дабы Нимаева, доктора исторических наук, представлявшего Институт монголоведения, буддологии и тибетологии БНЦ СО РАН. Рассказывая о бурятах, истории и современности, он привел немало интересных фактов и цифр, касающихся демографической ситуации. По данным Всесоюзной переписи 2002 года, в России численность бурят составляла 445 тысяч человек. По словам докладчика, с 1897 года темпы прироста населения бурят были снижены на семь процентов. Среди основных причин этого явления Нимаевым были названы Гражданская война, репрессия, миграционные процессы. Но пока еще буряты по-прежнему составляют самую многочисленную народность среди коренного населения Сибири, хотя сейчас идет увеличение численности якутов.

На конференции немало слов было сказано о проблеме возрождения и сохранения бурятского языка. Эта проблема часто становится темой дискуссии на различных мероприятиях, но пока все сводится лишь к разговорам. Серьезные меры в деле сохранения языка, к сожалению, не принимаются. Напротив, учителя отметили, что в последнее время в национальных школах идет сокращение уроков бурятского языка.

Немалый интерес у присутствующих вызвала презентация диска под названием "Матвей Николаевич Хангалов", подготовленная кафедрой библиографии ВСГАКИ и отделом национальной и краеведческой литературы Усть-Ордынской национальной библиотеки имени М.Н.Хангалова. Этот мультимедийный справочник, выпуск которого намечается в ближайшее время, послужит добрую службу многим его пользователям, так как в нем найдут свое место бесценные труды ученого.

Участники конференции побывали на экскурсии в Доме-музее М.Н.Хангалова, организованном при Бильчирской средней школе Осинского района. Открытие мемориальной доски, установленной на фасадной стене дома, где некогда жил Матвей Николаевич, стало знаменательным событием в жизни села Бильчир. Сегодня его жители бережно хранят память о своем именитом земляке. Личные вещи Хангалова, различные документы и фотографии представляют интерес для всех, кому небезразлична история бурятского народа.

Угощение гостей по бурятскому обычаю, с подношением именных блюд и подарками, лишний раз продемонстрировало незыблемость народных обычаев и традиций, так популярно описанных Матвеем Хангаловым. Организаторы конференции приложили немало усилий, чтобы мероприятие прошло на высоком организационном уровне.

В резолюции, принятой участниками конференции, нашли отражение наиболее актуальные и значимые проблемы. В частности, было решено Хангаловские чтения проводить один раз в три года и внести в правительство Иркутской области предложение об учреждении медали Хангалова за выдающиеся заслуги в области этнографии.