В деревне Тухум прошел молебен возле строящегося

В деревне Тухум МО «Кырма», в местности, где в июле прошлого года была возведена ступа, или по-бурятски субурган, состоялся молебен во здравие. Этот двухчасовой ритуал исполнили ламы Усть-Ордынского дацана.

Ступа является оригинальным сооружением, его основу составляет постамент, над которым сооружен бумбэ (сосуд), а завершает композицию шпиль с полной луной в месяце, над которым зажжен символ вечной жизни — всеочищающий огонь.

Алексей Буинов— уроженец деревни Тухум. Он человек, которому принадлежит идея сооружения ступы в том самом месте, где в начале прошлого века стоял дацан, возведенный Авганом Доржиевым. (Российский подданный Авган Лобсан Доржиев — ученый, бурятский лама, служивший у Далай-ламы советником. — Прим. авт.) На молебен Буинов с семьей приехал из Улан-Удэ, где занимается частным предпринимательством. По его словам, о строительстве ступы он задумался два года назад.

И прежде чем эту идею претворить в жизнь, ему пришлось посоветоваться с ламами, поработать с документами в архивах. После этого он обнародовал свою идею, которую поддержали жители Кырменской долины. Были собраны пожертвования, необходимые для строительства. Оно, по словам тухумцев, спорилось с самых первых дней. Менее одного месяца понадобилось, чтобы завершить начатое строительство. 25 июля прошлого года на открытии ступы было много людей, приехавших из ближних и отдаленных мест. Молебен тогда проводили ламы Ивоглгинского дацана, Республики Бурятия.

 — В Тухуме, на родине своих предков, всемирно известный Авган Доржиев в 1912 году прошлого столетия построил дацан, который просуществовал до 1927 года, — рассказал Алексей Иосифович. — Богоугодный дом был размещен на двух гектарах огороженной земли. Помимо дацана на этом месте стояли дома для лам, столовая и гостиница для тех, кто приезжал на молебен на лошадях из разных мест. Прихожан тогда принимали Эмчи-ламы, занимавшиеся лечением. В память о прошлом, во имя будущего и было решено соорудить этот субурган, который называется «Обог чодон» («Будда спускается с небес»). Хотелось бы, чтобы здесь, как и в былые времена, стоял дацан.

По словам Пандидо Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева, благословившего строительство ступы, придет время, когда в Тухуме будет стоять дацан. Но чтобы построить его, необходимо все хорошенько обдумать. Ведь недаром говорят — в буддизме спешки быть не должно.

Сегодня жители Кырменской долины переживают не лучшие времена. Экономические преобразования, произошедшие в стране в конце прошлого столетия, не преминули отразиться на уровне жизни сельчан, живущих лишь за счет личного подсобного хозяйства. По словам старожилов, молодежь в большинстве своем стремится осесть в городах и более крупных населенных пунктах. Поэтому неудивительно, что рождаемость здесь в последние годы заметно снизилась. Но хочется верить, что в жизни жителей Кырменской долины скоро наступят добрые перемены. Возможно, об этом и просили люди, участвовавшие в молебне, на который они приносили для освящения сладости и продукты питания (далгай), а на сэржэм (брызганье) — молоко, являющееся обязательным для подношения богам.

Ламы Усть-Ордынского дацана в своих призываниях просили богов ниспослать на землю мир и благоденствие. Священные мантры, которые читали священнослужители, способствовали очищению души. И в целом молитвы были призваны уберечь людей от порчи и сглаза, открыть дорогу, если она была закрытой.

Во время молебна люди не употребляли спиртные напитки. Земля в этот день вокруг ступы была окроплена лишь молоком. После двухчасового молебна, проходившего под мерные звуки бубна и тарелок, началось состязание в силе и ловкости. Его главным призом стал откормленный баран. Ламами было решено передать деньги с пожертвований в призовой фонд состязаний.