Многонациональная семья

Для того чтобы изучить историю своего рода, дети Владимировых стали историками

Мало кто сейчас занимается изучением истории своей семьи, своего народа, обычаев. Интерес к жизни своих предков, соблюдение древних традиций — все это постепенно исчезает из жизни современного многонационального общества. И потому люди, которые увлекаются историческим прошлым своего народа, заслуживают особого уважения.

Мария Александровна Владимирова, преподаватель общественных дисциплин Иркутского профессионального училища № 2, уверена: то, как человек относится к истории своего народа, своей семьи и родины, — это прекрасный показатель его общей культуры. В ПУ № 2 она работает уже более десяти лет.

На протяжении всего этого времени Мария Александровна воспитывает в своих учениках патриотизм, интерес к истории родного края, уважение к традициям предков и другим культурам. Вот уже 13 лет она является директором музея боевой и трудовой славы, созданного на базе училища. Под ее руководством молодые люди проводят исследования по истории училища, собирают сведения о его знаменитых выпускниках.

Также при музее работает поисковый отряд «Байкал». Его участники занимаются поиском пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, установлением их имен, захоронением останков.

Для семьи Владимировых важно изучение истории своего рода. Может быть, поэтому дети и внуки Марии Александровны пошли по ее стопам. «У нас в семье почти все историки, — рассказывает она. — Моя старшая дочь Татьяна — ведущий специалист в центре сохранения историко-культурного наследия. Ее муж — архитектор, активно интересуется историей старинных построек, памятников архитектуры. Старший внук тоже поступил в университет на истфак. Внучка — археолог».

Вообще, семья у Марии Александровны не совсем обычная. Каких только историй не происходило с ее предками в разных поколениях! К тому же среди ее родственников — представители самых разных национальностей. «Моя бабушка умерла рано, она никогда мне ничего не рассказывала, поэтому всей истории я не знаю, но недавно мы с братом выяснили, что она была полькой. Жила в деревне Вершина Боханского района, где тогда население состояло в основном из поляков, и вышла замуж за нашего дедушку, бурята, простого батрака. С удивлением я узнала, что каким-то образом ей удалось окрестить меня в католическую веру».

Мария Александровна вспоминает, что тогда, в детстве, она не понимала, почему ее бабушка так непохожа на других родственников: «Кажется, она была очень высокой, со светлыми голубыми глазами. Всегда ходила в платке. Любила сажать цветы, маки, перцы, а ведь тогда у бурят это было не принято».

В годы репрессий этот межнациональный брак принес много неприятностей. «Моя тетка Федосья, старшая дочь дедушки и бабушки, каким-то образом тогда перебралась в Китай. Вся семья собиралась за ней следом, но уже тогда начались преследования, притеснения, и, конечно же, никого из нас не выпустили из страны. Сейчас мы с братом пытаемся найти родственников в Китае», — рассказывает она.

Одна сестра Марии Александровны замужем за татарином, другая за русским, третья была замужем за немцем и едва не уехала в Германию. Такая вот многонациональная семья. «Какой только крови в нашей семье не намешано! Хотя, если покопаться, в каждой семье, наверное, есть смешение кровей разных народов, просто не все об этом знают или, если знают, стесняются своего происхождения. Я, например, горжусь своей национальностью и, хотя всю жизнь жила по русским обычаям и не знаю бурятского языка, уже давно тянусь к истории своего рода, собираю материалы о бурятском народе», — говорит Мария Александровна.