В Окружном центре народных промыслов готовятся к выставке «Байкалтур-2008»

Коллекцию народных инструментов Центра назвали уникальной и единственной в мире

Окружной центр художественных народных промыслов — место, где собираются умельцы со всего Усть-Ордынского округа. Вот уже больше десяти лет в Центре возрождают древнее мастерство чеканки, ювелирного мастерства, восстанавливают секреты шитья национального костюма. Специалисты делают все, чтобы возродить древние бурятские ремесла. В скором времени планируется открытие филиалов в Осе и селе Харануты Нукутского района. Сейчас в Центре народных промыслов готовятся к выставке «Байкалтур-2008». Она пройдет 27—29 февраля в Иркутске.

Изделия бурятских мастеров популярны у туристов

— «Байкалтур-2008» — выставка, направленная на то, чтобы поддержать въездной туризм, — говорит Виктория Банаева, ведущий методист Центра художественных народных промыслов. — На этой выставке округ будет представлять администрация УУБО, отдел национальной культуры, Государственный национальный музей, ансамбль «Степные напевы» и наш центр. Я считаю, что в округе есть что показать туристам. Многим было бы интересно посмотреть на сохранившуюся шаманскую культуру, стать свидетелем проведения обрядов и молебнов. На выставке мы представим авторские работы мастеров округа. Пусть все увидят, какие таланты живут на нашей земле.

Большой популярностью у туристов пользуются работы Юлии Харгаевой. Уже несколько лет она занимается изготовлением сувенирной продукции. Амулеты, обереги, сумочки для благовоний она изготовляет из кожи. Вдохновением мастеру служат древние писаницы на горе, находящейся возле поселка Усть-Ордынского. Местные жители верят, что рисунки обладают магической силой.

— Я выросла в поселке, — говорит Юлия Харгаева. — Бурятская культура неотделима от меня. Стараюсь, чтобы о ней узнали во всем мире. Многие покупают амулеты на память о поездке, а кто-то в подарок родственникам. Если я вижу, что человек действительно верит в силу знаков, изображенных на амулетах, то советую сходить к шаману, чтобы осветить оберег.

В Центре народных промыслов мастера могут свободно заниматься творчеством. Все они являются штатными сотрудниками центра и ежемесячно получают за свой труд заработную плату. У многих мастерские находятся дома — разместить громоздкие станки в помещении центра было бы проблематично. На дому работают большинство ювелиров. Почти все изделия они изготавливают на заказ. Встречаются среди клиентов и известные люди. Юлия Харгаева говорит, что ее мужу — чеканщику по профессии — седло заказывал Иосиф Кобзон.

— В основном нам заказывают переделать старинные украшения, — говорит Владимир Бутуханов, ювелир-чеканщик из Боханского района. — Многим украшениям более ста лет. Заказы поступают от пожилых людей. Они хотят переделать старину на новый лад, но в то же время сохранить самобытность древних украшений. Самое сложное в моей работе — процесс переплавки. Нужно быть особенно внимательным, потому что потом исправить ошибку будет очень трудно. Секретам своего дела я научился в Бурятии. Там получил специальность чеканщика и ни разу не пожалел, что выбрал именно эту профессию.

Среди мастеров центра много дипломированных специалистов. Но много и таких, которые учились мастерству сами. Деления между ними нет. Здесь говорят, что профессионализм зависит прежде всего от таланта, а не от полученных дипломов.

Музыкальный инструмент из консервной банки

Примером умельца из народа может служить Балдан Гомбоев. Любовь к народной музыке пришла к нему в детстве. Детство будущего мастера выпало на военные годы. Музыкальных инструментов тогда не было. Мальчик нашел выход: свой первый инструмент — хур — он смастерил из консервной банки. Сам научился играть на нем и пел под собственный аккомпанемент.

— Балдан Гомбоев всю жизнь посвятил изучению народных инструментов, — говорит Виктория Банаева. — По специальности он был архитектором. Но всегда находил время для музыки. До последних дней своей жизни Балдан Гомбоев работал в нашем центре. В работе ему помогала жена. К сожалению, она не пережила разлуки с мужем и ушла из жизни спустя год после смерти супруга. Родственников, которые интересовались бы музыкальными инструментами, у Балдана Чимитовича не оказалось. После смерти осталась уникальная коллекция музыкальных инструментов.

Многим инструментам не могут дать названия даже специалисты. Балдан Гомбоев в своей работе использовал соединение нескольких народных инструментов. За основу брал не только бурятские, но и грузинские, армянские. Он знал секреты всех национальных инструментов мира. Та коллекция, которая находится сейчас в Центре народных промыслов, — это лишь часть работ Балдана Чимитовича. Мастер много работал на заказ. Сколько за всю жизнь музыкальных инструментов сделал народный умелец и у кого теперь хранятся уникальные работы — на эти вопросы ответить не может никто.