Возвращение гравировки

С древнейших, незапамятных времен человек начал не только изготовлять предметы быта, но и украшать их. Незатейливый орнамент на глиняной плошке придавал ей совершенно другой вид. Но вот появилась письменность — и люди стали дарить друг другу подарки. Дары вручали и получали цари, императоры, шейхи. И чтобы подарок не был безадресным, на нем искусные мастера-граверы делали надписи: кому, в честь чего и от кого. Со временем мода подписывать подарки привилась и остальному люду. Гравировали именное оружие, часы, посуду...

Всегда были и остаются популярны перстни-печатки, на них делали монограммы владельцев (вензель из двух, реже из трех букв), эти кольца потом по наследству передавали детям.

Почему перстень называется печаткой? Да потому что дворяне и купцы использовали его для оттиска на сургуче, которым раньше запечатывали конверты. Это был обратный адрес.

Со временем гравировка прочно вошла в быт. Было неприличным дарить подарок без надписи, пожеланий и теплых слов. Гравировалось столовое серебро (при краже его можно было легко найти), в советское время было модно вручать адресные папки в честь юбилеев, а медали для новобрачных пользуются спросом до сих пор.

В 80-х годах прошлого века в Иркутске было пять мастерских: в Рембыттехнике (Чехова, 19), в Торговом комплексе работало четыре мастера-гравера, в мастерской на Чехова, в часовой мастерской, что возле магазина «Алмаз» (там работало четыре гравера), в Доме быта на Урицкого тоже работал мастер-гравер. И что характерно, работы хватало всем.

Потом грянула перестройка со всеми вытекающими из нее последствиями. Челноки повезли золото из Эмиратов и Турции. Дешевле было купить новое изделие, чем ремонтировать старое. О гравировке тогда мало кто думал, это было неактуально на фоне пустых прилавков продуктовых магазинов и талонов на колбасу и водку...

Но постепенно жизнь вошла в колею. Полки магазинов наполнились продуктами, и гравировка стала вновь востребована. Но вот какой парадокс: старые мастера умерли или ушли на пенсию, а новых практически нет. На сегодняшний день в Иркутске всего две точки, где можно сделать гравировку.

Приезжим проще всего найти Дом быта на улице Урицкого, где на первом этаже находится мастерская. Здесь можно сделать надпись на подарках или ювелирных украшениях, быстро запаять золотую цепочку, уменьшить или увеличить размер обручального кольца или перстня, перенизать порвавшиеся бусы или починить бижутерию, а также отполировать изделие, вернуть ему блеск и красоту.

Еще одна сторона гравировки несет вполне утилитарное назначение: гравируют идентификационные браслеты для людей со слабой памятью, бирки на ошейники для кошек и собак с адресом хозяина, чтобы можно было быстро найти потерявшееся животное, смертные жетоны для военнослужащих, а для мотоциклистов и спортсменов-экстремалов браслеты с указанием группы крови.

Некоторые элитные рестораны, которые пользуются дорогой кухонной посудой, тоже маркируют ее во избежание краж. Бывали случаи, когда гравировали поворотники автомобилей (одно время их лихо сковыривали наркоманы). На столовые приборы яхт и катеров наносят название судна.

У молодоженов появилась добрая традиция делать надписи на внутренней стороне обручальных колец. А бабушки и дедушки с вожделением подписывают серебряные ложечки на первый зубок любимым внучатам. Но, конечно, основное предназначение гравировки — это добрая память об основных событиях в нашей жизни и теплые слова, которые согревают наши души спустя много лет.