Деньги для села

Принят бюджет объединенной Иркутской области на 2008 год. 20 декабря состоялась последняя в этом году сессия Законодательного собрания Иркутской области. Изменения, которые были внесены в главный финансовый документ региона, коснулись многих статей бюджета, и в том числе сельского хозяйства. Дополнительно на развитие АПК выделено 100 млн рублей (!). О том, как представители аграрной отрасли и Аграрной партии в областном парламенте отстаивали интересы села, рассказывает депутат Законодательного собрания по Усть-Ордынскому избирательному округу № 22 Аполлон Иванов.

— Аполлон Николаевич, как формировался бюджет сельского хозяйства на 2008 год? Какую поддержку получит округ?

— Главная особенность бюджета — 2008 состоит в том, что он формировался на основе соглашения, подписанного органами государственной власти Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в рамках объединения регионов, то есть на основе тех законов и программ, которые были приняты в области и округе. Поэтому первоначально в проекте областного бюджета в 2008 году на сельское хозяйство было предусмотрено около 943 млн рублей, из которых 912 млн рублей — средства областной программы развития АПК.

В Усть-Ордынском округе нет собственной программы развития АПК, поэтому за основу были взяты фактические затраты окружного бюджета на сельское хозяйство в размере 30 млн рублей (не считая 55 млн рублей коровьих денег), что привело к уменьшению расходов на единицу произведенной в регионе сельхозпродукции.

На заседании комитета ЗС по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве мы решили, что не можем допустить сокращения финансирования и ухудшения социально-экономической ситуации на селе.

— А каковы потребности округа?

— По самым скромным подсчетам, округу необходимо 183 млн рублей. Вместо этого в расходную часть бюджета с учетом коровьих денег было заложено более 80 млн рублей. Поэтому мы потребовали увеличения расходов еще на 100 млн рублей.

Этот вопрос мы неоднократно обсуждали на комитете ЗС по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве с участием представителей администрации и думы округа, депутатов от Аграрной партии. С просьбой увеличить бюджет сельского хозяйства мы обращались в бюджетный комитет ЗС, просили поддержки у представителей самой многочисленной фракции «Единая Россия».

После наших настойчивых требований на заседании бюджетного комитета было принято решение, что, как только появятся дополнительные доходы, они будут направлены на молодежную политику, сельское хозяйство, а также на целевые инвестиционные программы.

Доходы появились еще до принятия бюджета в окончательном чтении. На последней сессии по предложению группы депутатов были распределены 687,5 млн рублей, которые должны поступить в областную казну от продажи части областного пакета акций ОАО Верхнечонскнефтегаз. Для этого парламентариям пришлось вернуться в первое чтение бюджета и внести соответствующие изменения.

При рассмотрении проекта бюджета во втором чтении сельское хозяйство получило обещанные 100 млн рублей, и теперь расходы областного бюджета на развитие АПК составляют 1 млрд 43 млн рублей плюс 55 млн рублей по закону округа «О личных подсобных хозяйствах».

— На что пойдут эти 100 млн рублей?

— Думаю, что они должны быть направлены на увеличение суммы субсидий на молоко, мясо, зерно, так как размеры субсидий у нас очень низкие. Например, у нас стоимость зерна при сдаче его в региональный продовольственный фонд установлена в размере 5500 рублей за тонну, тогда как в Краснодарском крае — 6300. И это при том, что в Краснодарском крае самые благоприятные условия для земледелия.

Мы с вами являемся свидетелями мирового продовольственного кризиса, который вызван тем, что уменьшились мировые запасы зерна, отсюда все и пошло. И сегодня особенно важно поддержать собственных производителей зерна. Будет хлеб — будут и корма, и все остальное, потому что хлеб — он всему голова. Приведу еще один пример: Кемеровская область. Пять лет назад там производили 300—350 тыс. тонн зерна. Увеличили дотацию на зерно до 1000 рублей — и вот результат: сейчас они производят 1 млн 680 тыс. тонн зерна. В 5 раз увеличили производство зерна. Я не случайно привел в пример Кемеровскую область, так как у нас много общего с ней. Еще в советское время считалось, что Иркутская и Кемеровская области — близнецы-братья, поэтому должны соревноваться между собой.

— Вы принимали участие в разработке областной программы развития сельскохозяйственного производства на 2006—2008 годы? Как вы оцениваете итоги ее реализации?

— Я считаю, что она недостаточно эффективна, слабо ведется работа по развитию животноводства. Хотя, безусловно, положительные сдвиги есть. По всем направлениям программы — растениеводство, животноводство, техническое оснащение сельскохозяйственного производства, поддержка малых форм хозяйствования, научное обеспечение — была проделана большая работа. И в целом ситуацию можно охарактеризовать как стабильную, чего нельзя сказать об округе.

Последние два года Усть-Ордынский округ, основу экономики которого составляет сельскохозяйственное производство, вообще не имел собственной программы развития АПК. Это не могло не отразиться на финансово-экономических и производственных показателях.

Другой причиной столь бедственного положения дел в округе является отсутствие прозрачных механизмов распределения бюджетных средств, а вернее — полное отсутствие каких-либо механизмов.

Впрочем, в этом году впервые за многие годы бюджетное финансирование в округе осуществлялось в зависимости от объемов произведенной продукции. И надо сказать, что справедливое распределение средств самым положительным образом отразилось на результатах хозяйственной деятельности всего агропромышленного комплекса округа: валовой сбор зерна в этом году вырос на 30% по сравнению с 2006 годом.

— В Иркутской области такие механизмы существуют давно, теперь они будут распространяться и на Усть-Ордынский округ. Выиграет ли от этого сельское хозяйство округа?

— Выиграют те, кто хочет и умеет работать. Сейчас многое будет зависеть от самих сельхозпредприятий и от их руководителей. Чтобы получить государственную поддержку, они должны будут выполнить определенные требования. Их довольно много — в зависимости от того, на какие цели выделяются субсидии и субвенции.

К сожалению, в Усть-Ордынском округе пока очень мало предприятий, которые соответствуют предъявляемым требованиям. Поэтому есть опасения, что в следующем году мы не получим даже тех 30 млн рублей, которые были заложены в областном бюджете первоначально.

По самым оптимистическим прогнозам, на развитие сельскохозяйственного производства Усть-Ордынский округ в 2008 году сможет получить 118 млн рублей. Таковы результаты анализа, проведенного департаментом АПК Иркутской области совместно с комитетом по сельскому хозяйству администрации УОБАО.

— В декабре на комитете ЗС по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве был представлен проект положения о порядке и условиях предоставления субсидий из областного бюджета на поддержку сельскохозяйственного производства в 2008 году. У вас есть к нему замечания?

— Да, на комитете было высказано много замечаний по этому документу. Тут я полностью поддерживаю Илью Алексеевича Сумарокова, который сказал о необходимости установить ставки на субсидии по молоку, мясу, зерну, удобрениям.

Со своей стороны считаю, что при выделении субсидий необходимо учитывать транспортные расходы. Из Тулуна везти зерно или из Иркутского района — разница большая, производители оказываются в заведомо неравных условиях. На пороге новый, 2008 год. Пользуясь случаем, хочу поздравить тружеников села и всех жителей Усть-Ордынского округа с наступающим Новым годом и Рождеством!

Дорогие земляки! Желаю вам здоровья, согласия, достатка, удачи! Пусть Новый год принесет вам много счастливых и добрых перемен!