«Степную историю» рассказали под звуки бурятских инструментов

В Иркутске состоялось открытие персональной выставки Зорикто Доржиев

Картинами Зорикто Доржиева успели полюбоваться москвичи, англичане и американцы. В октябре завершилась выставка его работ в Страсбурге. В родном Улан-Удэ его почитают как национального героя. Художник, иллюстратор, костюмер Зорикто Доржиев наконец-то добрался и до Иркутска. О секретах побед этого молодого, но уже такого успешного художника «Окружная правда» узнала на открытии персональной выставки Зорикто Доржиева.

Перед открытием выставки Зорикто Доржиева «Степная история» организаторы волновались — мероприятие могло пройти незамеченным. Угадать заранее, сколько человек придет на премьеру, невозможно. Сам Зорикто Доржиев приехал за полчаса до официального открытия. В выставочном зале его уже ждали представители иркутской прессы, к своему выходу готовились специально приглашенные гости. Поддержать земляка из Улан-Удэ приехали группа «Бадма Ханда» и модельное агентство Софьи Ни.

Выступление группы «Бадма Ханда» заслуживает отдельного рассказа. Группа играет только на национальных бурятских инструментах. В Иркутск они привезли ятагу и морин-хуур. Игра на бурятских инструментах сопровождалась пением солистки группы, которая названа в честь певицы. Бадма Ханда чаще выступает за границей. Группа играла даже в Карнеги-холле — самом известном концертном зале Нью-Йорка. В столице Восточной Сибири музыканты весь вечер помогали создавать атмосферу экзотического вечера.

Зорикто Доржиев еще очень молод — ему 31 год. Информация о нем доступна, никаких секретов: окончил Красноярский государственный художественный институт, после получения диплома вернулся на родину. Занимался тем, что иллюстрировал детские книги о героях бурятского эпоса. Успех пришел к нему после его работы с Даши Намдаковым — официальным художником по костюмам фильма «Монгол».

Многие образы, которые есть в фильме, — результат работы Зорикто Доржиева. Потом были выставки картин в Москве, Нью-Йорке, Вьетнаме, Лос-Анджелесе, Лондоне. В Иркутске перед церемонией открытия автора картин плотным кольцом окружили журналисты. Наиболее часто задаваемый вопрос — чем творчество Зорикто Доржиева отличается от творчества Даши Намдакова и отличается ли оно вообще?

Герой вечера на подобные вопросы отвечал так:

— Я очень благодарен Даши Намдакову за то, что он помог мне в свое время. Я считаю его самым сильным из ныне живущих скульпторов. Но пути у нас разные.

Так корректно и подчеркнуто вежливо Зорикто Доржиев обходил щекотливые вопросы. Вообще, несмотря на свою молодость, художник очень сдержан. За те два часа, что длилось общение с журналистами, он ответил на все вопросы, которые ему задавали. Однако узнать что-то эксклюзивное, что-то кроме общедоступной информации в этот вечер не удалось никому. Зорикто Доржиев так и не выдал своих секретов. До встречи с ним вопросов у окружающих было меньше, чем после того, как художник ответил на все. Вот только на вопрос о стоимости его картин попросил обращаться к его продюсеру.

Пока журналисты пытались выведать у художника секреты его мастерства, в выставочном зале собралось необычайно много народа. Полюбоваться на его работы, несмотря на сибирский мороз, съехались все, кто имеет хотя бы косвенное отношение к искусству. На церемонии открытия теплых слов, вопреки традиции, сказано было мало. Иркутские художники, видимо, посчитали, что Зорикто Доржиев слишком молод, и лишь ревниво выглядывали из толпы зрителей. Вместо корифеев слово взял председатель городской думы Иркутска Андрей Лабыгин.

— Мне очень понравилась «Степная история» Зорикто Доржиева, — говорит Андрей Лабыгин. — Я родом из Бурятии, и мне очень близки те образы, которые представлены сегодня. У меня осталось ощущение, что я совершил путешествие на родину.

После поздравлений зрителей ждал сюрприз. Зорикто Доржиев привез в Иркутск серию женских национальных костюмов. Она называется «Наложницы». У художника есть серия картин с одноименным названием. Ее тоже можно посмотреть в Иркутске. Всего картин семь — по количеству дней недели. Костюмов тоже семь. Их зрителям демонстрировали девушки из модельного агентства Софьи Ни. Из Улан-Удэ приехали шесть девушек. Седьмую организаторы нашли в Иркутске. Любовь Полеводу выбрали среди многих желающих поучаствовать в этом необычном показе.

— Я не в первый раз демонстрирую национальную одежду, — говорит Любовь Полевода. — Но впервые нам с девушками разрешили самим определиться с выбором платья. Удивительно, но никто из-за этого не поссорился. Оказалось, что у всех девушек разные вкусы. Я выбрала себе костюм под номером пять и в списке «наложниц» оказалась Пятницей.

На персональной выставке Зорикто Доржиева представлены разноплановые работы. Есть стилизованная «Джоконда», есть графические зарисовки, есть портреты бурятских красавиц. Но все женские образы, несмотря на технику исполнения и характер работы, очень похожи.

— Моя муза — это моя жена, — говорит Зорикто Доржиев. — Поэтому внимательный зритель сразу заметит, что в моем сердце есть место только для одной женщины. Я скромный человек; все, что я чувствую, привык отображать в своих работах. Считаю, что лучше, чем я сам, за меня скажут мои картины. Выставка работ Зорикто Доржиева, без сомнения, стала событием в культурной жизни Иркутска. Экзотические костюмы, необычные мелодии, горловое пение надолго останутся в памяти зрителей. Экспозиция останется в Иркутске до 13 января 2008 года. Потом выставку смогут оценить жители Копенгагена и Брюсселя.