«Мелодии души»

Услышат иркутские зрители

16 ноября в концертном зале филармонии Иркутска пройдет единственный концерт оркестра бурятских народных инструментов театра «Байкал» — «Мелодии души». Сегодня «Байкал» в расцвете своего творчества. Оркестр представит ставшими любимыми, брендовыми мелодиями музыкальные произведения: Мэнд Амар, «Фантазия на темы произведений бурятских композиторов»; П.Дамиранов, «Аллегро»; Пьяцолло, «Либер-танго»; Идербат, «Морин тувэргоон» (пьеса для морин хура с оркестром); П.Чайковский, «Вальс цветов»; А.Петров, вальс из к/ф «Берегись автомобиля»; Е.Дога, вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь». В составе оркестра — известный музыкант, «человек-оркестр», заслуженный артист РБ Баттувшин Балданцырен. Искусством «Байкала» восхищаются зрители не только в Бурятии, но и во всем мире.

В музыке народа — его характер, нравы и обычаи, история жизни. Фольклор Бурятии — богатейшая сокровищница, хранители тайн народа; они способны рассказать о давней давности и о сегодняшнем дне, о родном крае, красоту которого трудно переоценить.

Слепящей чистоте и прозрачности самого глубокого в мире пресноводного озера Байкал с древних времен поклонялись люди. Священные, непроходимые таежные леса, пышные луга, в травах которых может затеряться всадник, вечно заснеженные пики величественных гор и бескрайние цветущие степи.

Своеобразие культуры бурят порождено географическим расположением республики, граничащей с Монголией. В Бурятии проживают представители племен и народностей тюркского и тунгусо-маньчжурского происхождения: древняя земля Бурятии помнит хунну и сяньби, курыкан, уйгуров, монголоязычных киданей и племена средневековых монголов и предков тунгусов. У каждого из племен и народностей свой быт, свои обычаи, своя мелодика и символика. Из этого складывается многокрасочная палитра бурятского песенно-музыкального фольклора.

Буряты с давних времен находились в тесной культурной взаимосвязи с народами Центральной Азии и Гималайского региона, что наложило отпечаток на саму культуру бурятского народа.

Пение и музицирование составляет важную часть духовной жизни бурят. Существовала вера в могущественную силу музыкального искусства. Талант певца-сказителя и исполнителя песен считался дарованным свыше. Музыкальное творчество, связанное с улигерами, считалось особым даром. Исполнение последних — это сильный речитатив, сопровождаемый аккомпанементом на двухструнном смычковом инструменте — хууре. К древним жанрам бурятского фольклора относятся обрядовые напевы: прославление — соло, заклинание — дурдалга (шэпшэлгэ), хоровые песни. Разнообразны песенные жанры, лирические, свадебные, трудовые, исторические, шуточные.

Каждый выход на сцену театра «Байкал» — событие в культурной жизни. Под звуки чарующей музыки кажется, что все живое на земле, даже облака и реки, приостанавливают свое движение, чтобы полюбоваться ими. В них сочетались нежность бутона лотоса, гибкость лианы, поступь лебедя и голос птицы, воспевающей весну. И кажется, что оживают мгновения вечности.... Гастроли Оркестра театра «Байкал» — это не только очередные гастрольные выступления, но и волнующий праздник.

Главное и характерное в шаманизме — обоготворение сил природы и умерших предков, вера в то, что в мире существует множество богов и духов. С помощью особых людей, шаманов, можно влиять на них, чтобы обеспечить благополучие, отвратить беду. Бурятский шаманизм включает в себя все компоненты развитого политеизма: представления о сверхъестественных силах, обрядовые действия отправителей культа, религиозные отношения и психологию.

Бурятские шаманы имели наследственное происхождение — избранничество, проходили школу подготовки и обрядовые посвящения, подразделялись на белых и черных, высших и невысших, в зависимости от степени посвящения обладали определенной атрибутикой: костюмом, головным убором, бубнами, тростями. Элементарное театральное искусство в бурятском шаманстве достигло крайне высокого уровня, почти профессионального.

Шаманы пели, плясали, играли на музыкальных инструментах, выделывали цирковые трюки, разыгрывали представления разного характера. Их камлания представляли не только религиозный акт или действие, а особый синкретический род искусства, в котором было все: сочинение текста, подлинная драматургия, музыка, пляска, трюкачество, фокус, гипноз, чревовещание. Бурятия в силу своего географического положения и исторических судеб стала своего рода перекрестком на путях различных этносов и культур, шедших с Запада и Востока.

Путь, связавший Россию со странами Дальнего Востока, пролегал через Кяхту, расположенную на юге Бурятии. Именно в Бурятии, на границе Сибири и Монголии, сошлись две мировые религии — буддизм и христианство, уживаясь с древним верованием бурят — шаманизмом, что нашло отражение и в местном фольклоре.

Выше уже говорилось, что буряты с давних времен находились в тесной культурной взаимосвязи с народами Центральной Азии и Гималайского района, что наложило отпечаток на саму культуру бурятского народа.