Очистим Байкал!

Суд приказал снести первую турбазу на побережье озера

Побережье около села Сухая в Кабанском районе хоть и не входит в туристическую зону, но считается чрезвычайно престижным и дорогим. Участков свободной земли там все меньше, но претендентов, желающих развернуть свой туристический бизнес, наоборот, становится больше.

Как оказывается, некоторые предприниматели занимают землю и строятся незаконно. На минувшей неделе Верховный суд Бурятии создал прецедент. Он принял решение, по которому крупная туристическая база, построенная всего два года назад, будет снесена.

Пару лет назад Анжела Львовна Асалханова приобрела в Сухой участок земли с двумя коттеджами и решила развернуть широкомасштабную деятельность: к имеющимся коттеджам в скором времени добавились еще девять, спортивный зал, бассейн и котельная.

Полноценная туристическая база начала работать. Но в 2005 году на побережье Байкала в Кабанском районе зашли с плановой проверкой сразу две федеральные структуры - Росприроднадзор и Роснедвижимость. И у предпринимателя начались неприятности. После проверки был сделан вывод, что 7002 квадратных метра земли вблизи озера заняты незаконно.

Правоохранители обратились в прокуратуру. Та в свою очередь провела еще одну проверку и тоже решила, что выводы комиссии верны. Прокуратура довольно скоро установила, что указанные строения возведены А.Л.Асалхановой без правоустанавливающих документов на занятые земельные участки и без разрешения на строительство.

Кроме того, указанный земельный участок расположен в водоохраной зоне озера Байкал, входящей в состав Байкальской природной территории, где запрещается строительство новых хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы соответствующих проектов. Указанное заключение у Асалхановой тоже отсутствовало.

Прокуратура обратилась в суд с требованием обязать застройщика освободить незаконно занятые земли и привести участок в первоначальный вид, то есть снести туристическую базу. Позднее в суде представители предпринимателя объяснили, что это администрация сельского поселения дала им эти земли в аренду, то есть их вины в случившемся нет.

Суд не принял эти доводы во внимание. Однако, несмотря на очевидность нарушения для правоохранительных органов, судебные тяжбы продолжались целых два года. В ходе разбирательств поменялось законодательство - появился известный Федеральный закон № 131, и оспариваемые прокуратурой Кабанского района земли перешли к сельскому поселению.

Пришлось заново подавать исковое заявление и изменять требования. Затем, после проигрыша, ответчики обжаловали решение Кабанского суда, и дело дошло до Верховного суда Бурятии. Прокурор Кабанского района обращался с заявлением в суд об истребовании у Асалхановой земельного участка из незаконного владения.

Предприниматель пыталась объяснить, что для уже налаженного бизнеса, куда вложены немалые средства, это слишком суровое наказание. Но судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Бурятии решение суда оставила без изменения, а кассационную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Тем не менее у Анжелы Асалхановой в селе Сухая остался в собственности небольшой участок земли (с которого два года назад все и началось), а также два коттеджа, с чем, предположительно, можно вести бизнес. Хотя и не в таких объемах, как ранее. И, безусловно, этот локальный успех в судебных тяжбах станет отправной точкой для многих подобных дел в будущем.

В Бурятии случился прецедент: семь гектаров земли на побережье до настоящего времени еще ни у кого не отнимали. В то же время до последних пор немногие задумывались о юридической чистоте приобретения земли возле Байкала - люди торопились урвать свой кусок, а каким образом это делалось, было неважно.