Большое будущее Тургеневки

Местные жители привыкли рассчитывать на свои силы

В Баяндаевском районе 12 муниципальных образований. До последнего времени только одним из них — Тургеневкой — руководила женщина. Уже четыре года Светлана Недосекина возглавляет сельское поселение. Сейчас у нее появилась коллега — в Кырме у руля власти также встала женщина.

Женщина у руля

Светлана Недосекина в администрацию пришла в 2003 году, когда реформа местного самоуправления только начиналась. Село еще не оправилось после перестроечных потрясений: закрылся большой колхоз имени Чапаева, люди в селе остались без работы. Разрушенное разом теперь приходится восстанавливать медленно и трудно.

— Нынешняя работа — это совсем не то, что работа в прежних сельских администрациях. Прав вроде бы и больше, а вот деньгами эти права не подкреплены, — говорит Светлана Недосекина. — Тургеневское сельское поселение — это один населенный пункт, Тургеневка. Люди тяжело пережили гибель коллективного хозяйства, но жизнь продолжается, народ у нас трудолюбивый, поэтому никто не стал сидеть сложа руки. Сейчас появляются новые формы хозяйствования — личные подсобные и крестьянско-фермерские хозяйства, есть акционерное общество. Крупных хозяйств три. Одно из них — частное предприятие Шурко, который до последнего времени занимался заготовкой леса, а с этого года взял в аренду 200 гектаров земли и получил нынешней осенью очень хороший по нашим местам урожай пшеницы — 19 центнеров с гектара.

— Для вас, как для главы, какие проблемы сельских поселений кажутся на сегодняшний день наиболее проблемными?

— 131-й Федеральный закон о реформе местного самоуправления, к сожалению, сталкивается с какими-то другими федеральными законами. Нередко происходят несоответствия, в результате чего службы не могут найти между собой общий язык. Самостоятельность, обеспеченная реформой, должна иметь под собой финансовый фундамент. Сейчас доход бюджета нашего сельского поселения в основном приходится на земельный налог. Мы провели значительную работу, для того чтобы все подворья были зарегистрированы, тем самым увеличена налогооблагаемая база. Население, надо отдать должное, идет нам навстречу, поэтому в масштабах района ситуация с земельным вопросом у нас одна из лучших. Конечно, если бы на территориях оставался транспортный налог, то рост доходов был бы куда значительнее. Сейчас у муниципалитетов одна проблема — нехватка финансов. Какой ты глава, если не можешь оказать людям самую простую помощь? Праздник провести или пенсионерам для каких-то нужд деньги выделить — да мало ли других надобностей на селе! Вот и приходится искать, говоря по-модному, спонсоров. Хорошо, что наши земляки, которые могут помочь деньгами или услугами, откликаются.

— У каждого сельского поселения свои проблемы. Где-то транспорта нет, школа в плохом состоянии, добраться можно только по воде или по зимнику... У Баяндаевского района всегда была проблема обеспечения водой. Есть ли такая проблема в Тургеневке?

— К счастью, такой проблемы для нас не существует. В 2004 году очень пригодились средства, выделенные по принятой в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе инвестиционной программе развития муниципальных образований. Тогда за счет этого мы сделали многое: привели в порядок отопительные системы в средней школе и детском садике, а главное — полностью отремонтировали водовод. В Тургеневке пять скважин, и все с питьевой водой, хотя одна и предназначена для хозяйственных нужд. За прошедшие четыре года мы привели в порядок все скважины, и теперь, скажу честно, над своим водоводом трясемся, бережем его.

— Если ли в Тургеневке какие-то планы по развитию села?

— Меня радует, что на личных подворьях стали держать больше скота. К концу нынешнего года на базе бывших гаражей, молочно-товарной фермы, складов — их выкупили горожане — планируется открытие предприятия по лесопереработке, свиноводческого комплекса, фермы по разведению кроликов. Для нас это вдвойне радостно: пополнится бюджет поселения, 15 местных жителей получат работу. Для нас это очень много: сейчас в Тургеневке 368 жителей работоспособного возраста.

За белорусской историей — к Байкалу

Тургеневка очень выгодно расположена с точки зрения туризма: всего в нескольких километрах от тракта, по которому десятки тысяч российских и зарубежных туристов едут на Байкал. Кроме того, в Тургеневке, селе со столетней историей, хранят память предков пришедших сюда во время столыпинской реформы белорусов — не на словах, а на деле. На просторных улицах стоят дома, палисадники и ворота которых украшены лебедями и расписными цветами (как рассказали в местном музее, основав деревню, белорусы начали строить дома сразу далеко друг от друга, а кроме того, по плану: шесть домов — переулок, шесть домов — переулок...), действует знаменитый на всю область белорусский музей, в селе помнят и культуру, и ремесло далекой родины.

Дату возникновения села Тургеневка в Баяндаевском районе относят к 1909 году. Всего сейчас в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе проживает не менее 50 тысяч белорусов. Образование Тургеневки считают следствием Столыпинской реформы. В начале прошлого века, покинув родину, белорусы отправились в Сибирь... за землей. Прибайкалье стало для западных переселенцев новой родиной.

19 октября в Иркутске состоялась конференция, посвященная теме переселения жителей Западных окраин Российской империи в Восточную Сибирь. Ее организовало Иркутское товарищество белорусской культуры имени Черского. Вопрос, интересовавший участников конференции, — сколько жителей Белоруссии переехало в Иркутскую область на рубеже XIX—XX веков.

Представители разных районов области прослушали доклады, ознакомились с экспонатами музея железной дороги — мероприятие проходило на детской железной дороге на острове Юность. Большой интерес у участников вызвал железнодорожный вагон, в котором их предки век назад прибыли на сибирскую землю.

Белорусское товарищество планирует установить точное число земляков-переселенцев, прибывших в Сибирь во время нескольких волн миграции. В Тургеневке 35 лет действует национальный музей. Начало нынешней экспозиции было положено стараниями Маргариты Еремеевны Гуревской. Затем ее дело поддержала и продолжила учительница местной школы Тамара Михайловна Мыльникова. Пять лет назад музей переехал в новый дом, построенный на спонсорские деньги. Постройку полностью оплатил Владимир Яковенко. Сейчас экспозиция, которая постоянно пополняется — для нее становится тесным уже новое здание, — расположена в трех больших комнатах. По существующей в селе традиции каждый выпуск местной школы дарит музею новый экспонат. Как ни удивительно, в селе до сих пор можно обнаружить какие-то раритетные вещи. Здесь, на сибирской земле, белорусы занялись сельским хозяйством: для начала выкорчевали лес, распахали землю, завели скот, стали выращивать зерновые культуры, картофель, лен...

— В музее представлены все этапы развития села, — рассказывает директор музея Тамара Мыльникова, — от самых первых вещей, которые белорусы привезли со своей родины — есть даже разборная кровать, — до предметов времен Великой Отечественной войны, социализма... От начала прошлого века экспозиция переходит ко временам советским, а затем к дням сегодняшним. Самая дальняя комната — белорусская горница. Некоторые представленные экспонаты имеют более чем вековую историю. Есть прялка, которой больше двухсот лет. К чести белорусов надо сказать, что искусство прядения, ткачества, национальной вышивки не утрачено в селе до сих пор: белорусская горница украшена самоткаными покрывалами, расшитыми рушниками. Особо широко в музее представлены самовары.

«Варенички» и вареники для туристов

— Благодаря хорошему местоположению Тургеневки мы планируем завлечь сюда туристов, — говорит Светлана Недосекина. — Иркутское товарищество белорусской культуры им. Черского планирует открыть специальные белорусские туристические маршруты. Тургеневка непременно войдет в такой маршрут. На повороте с тракта к селу будет установлена специальная стела. Со своей стороны мы можем предложить экскурсию в музей, знакомство с селом, белорусской национальной кухней, концертную программу с участием двух наших коллективов: народного — «Варенички», детского — «Рушничок».