«Учить — мое призвание»

Директор иркутской школы Дмитрий Шикуев избран председателем совета старейшин

Рабочий день Дмитрия Шикуева начинается в шесть утра. Так рано вставать он научился еще в детстве. Нужно было успеть помочь по хозяйству и бежать на уроки в школу. Спустя много лет Дмитрий Афанасьевич все так же торопится в школу. Но уже на правах директора. Каждое утро в любую погоду можно увидеть его машину возле иркутской школы № 73, что находится в Радищево, — Дмитрий Афанасьевич объезжает свои обширные владения. Целы ли качели на детской площадке, нужен ли дополнительный уход деревьям в парке? В мае этого года Дмитрий Шикуев был выбран председателем совета старейшин, который работает при Иркутской региональной бурятской национальной культурной автономии «Эрхуу».

— Я вырос в большой семье. Мама воспитывала пятерых сыновей и работала техничкой в школе. Часто приходилось самим справляться с домашними делами, поэтому хозяйственность — уже как хорошая привычка. По вечерам часто помогал маме с работой. Поэтому с детства я знал изнанку жизни школы, которую другие ученики не видели. Жили мы в селе Бугульдейка Ольхонского района. Директором единственной школы был тогда Леонид Бухаев. Многим он в те тяжелые послевоенные годы заменял отца. Ребята хотели быть похожими на него. Поэтому с выбором профессии я не мучился. Поступил в Иркутский пединститут.

— После окончания института не было желания вернуться на родину?

— В те времена, когда я учился, существовало распределение. О возвращении на родину я не задумывался — не пришлось. Послали работать директором на север, в Мамско-Чуйский район. Было это в далеком 1972 году. Там прошла большая часть моей жизни.

(За хозяйственность, огромный опыт руководителя и отеческую заботу к окружающим Дмитрий Шикуев первым в районе получил звание старшего учителя, стал отличником народного просвещения.)

— Чего только не было. Я никогда не сидел сложа руки. Около двенадцати лет был депутатом поселково-районного уровня, курировал народное образование района, избирался делегатом на партийные конференции. Но больше всего мне нравилось работать с детьми. В Советском Союзе были популярны детские дворовые команды. Команды любителей играть в хоккей с мячом назывались «Плетеный мяч». Я был тренером одной из таких команд. Мы с ребятами объездили всю Иркутскую область. Было все: и громкие победы, и горькие поражения.

— Как вы оказались в Иркутске?

— Мне предложили поработать в областном центре. Жалко было уезжать с обжитого места. Но пришла пора подумать и о своих детях. У меня два сына. В Иркутске для них перспектив было больше. К тому же путь до родной Бугульдейки стал короче. В 1996 году я стал директором иркутской школы № 73.

— Есть разница между детьми советского времени и нынешними?

— Я бы сказал, что есть разница между детьми, которые живут на севере, и иркутянами. Север сплачивает людей. Холодный климат, как ни странно, делает души людей более теплыми. Но и тут мне повезло — школа, в которой я работаю, находится в районе Радищево. Здесь в основном расположены частные дома. А частный дом — это труд. Нужно и во дворе убраться, и воды принести, и дров наколоть. Из детей, которые растут ближе к природе, вырастают хорошие, отзывчивые люди.

— Школа — это целый мир. Каждая из них не похожа на другую. В чем особенность школы, которой руководите вы?

— В Радищево не так уж много культурных центров. Моя задача сделать так, чтобы дети не только получали знания, но еще и могли найти себе занятие по интересам. В школе работают 15 кружков и 15 спортивных секций. Наша гордость, женская хоккейная команда, — призер российского первенства. Есть экологический отряд, тимуровцы.

Учителя должны внимательно относиться к каждому ребенку. Помнить о его человеческом достоинстве. Есть учителя-фанатики, а есть урокодатели. Стараюсь, чтобы первых было больше. Родителям тоже не даю стоять в стороне от воспитательного процесса. Например, каждую зиму учащиеся вместе с мамами и папами лепят снежные фигуры во дворе школы.

— Дмитрий Афанасьевич, вас выбрали председателем совета старейшин. Расскажите о своих планах.

— Совет старейшин должен выполнять важную функцию — передавать мудрость и опыт отцов молодежи. В составе совета нет случайных людей. Все они прожили уникальную жизнь, им есть что рассказать потомкам. Многие буряты забыли свои традиции. Особенно те, кто живет в городе. Недавно возникла такая ситуация: наша школа ездила с дружеским визитом в гости к учащимся Усть-Ордынского района. Пришла пора нанести ответный визит. Хотелось встретить гостей по всем обычаям бурятского гостеприимства. Оказалось, что ни один ученик-бурят в нашей школе не знает своего родного языка. Пришлось быстро преподавать основы бурятской речи. Совет старейшин будет стараться, чтобы подобных ситуаций стало меньше.