Лучший улигершин округа готовится покорить "Алтаргану"
Восьмиклассник умеет красиво петь древние улигеры и правильно преподносить гостям голову барана
14-летний житель деревни Корсук Эхирит-Булагатского района Константин Хангуев унаследовал от своего деда редкий для современной молодежи интерес к истории своего рода, бурятскому языку и древним сказаниям - улигерам. На окружном конкурсе народных сказителей подросток заслуженно получил звание лучшего улигершина, при этом он обошел более старших соперников. Сейчас школьник готовится к серьезному выступлению на празднике "Алтаргана-2007", который пройдет летом в Иркутской области. Улигершин расскажет бурятскую легенду о Мэргэне, которую изучает уже восемь лет, и продемонстрирует целый обряд приема дорогих гостей.
Улигеры нужно петь
- Улигершин - это старец, который рассказывал народу улигеры - бурятские легенды, - объяснил мне при встрече Костя Хангуев.
Настоящих старцев-сказителей народной поэзии уже давно нет - сегодня этим на жизнь не заработаешь. И обычай ходить из дома в дом, из одной деревни в другую, чтобы развлекать людей преданиями старины глубокой, остался в далеком прошлом. Об этих людях известно, что были они скромными путешественниками, хранителями произведений устной бурятской поэзии и поэтому - великими людьми. Знаменитым улигершином в Приангарье и в Бурятии в XIX веке был уроженец Унгинского инородческого ведомства Балаганского уезда Иркутской губернии Папа Михайлович Тушемилов. Слава этого человека, поэта-импровизатора, гремела на протяжении нескольких десятилетий.
Первые знания народной поэзии маленький Папа получил от бабушки Сагаанай. Она обладала хорошей памятью, знала много поэм-улигеров, сказок, песен, загадок, легенд, преданий, пословиц и поговорок. Папа, отличавшийся любознательностью, запоминал ее сказки и песни. В доме Тушемиловых часто собирались из далеких улусов гости - видные улигершины. В зимнее время они до глубокой ночи рассказывали друг другу эпопеи, сказки, легенды, нередко состязались в мастерстве их исполнения.
Современному улигершину, правда совсем еще молодому, Косте Хангуеву тоже повезло с предками, которые любили народные сказки.
- Дедушка Константин, в честь которого меня назвали, всю жизнь работал чабаном в колхозе имени XXV партсъезда, - рассказывает Костя. - Папа говорил, что, когда все дети в их семье были маленькими, дед рассказывал им сказки. Жили они в Ордушке - было такое местечко недалеко от Усть-Орды. Раньше там находился летник, а сейчас остались лишь разрушенные постройки. Про деда писали в советских газетах, что он больше всех состригал шерсти с овец. Тогда ему было около 70 лет. Я не застал своего деда в живых - он умер в 1990 году, но все, что он знал и умел, передал моему отцу. Не осталось никаких книг, многие документы потерялись.
Благодаря отцу мальчика, Борису Константиновичу Хангуеву, знания о проведении некоторых обрядов и самое главное - любовь к родному языку - передались Косте. В их семье принято разговаривать исключительно по-бурятски. А уж рассказывать улигеры Костю учили все домашние. Главный секрет этого искусства в том, что эти сказания нужно петь. Вернее, рассказывать с напевом. При этом нужно совершать определенные движения головой и руками так, чтобы было интересно не только слушать, но и смотреть. Этим навыкам школьника научила художественный руководитель местного Дома культуры Агния Дмитриевна Мантагоева.
Сейчас восьмиклассник знает несколько улигеров - о баторе Аламжи Мэргэне, который преодолевал препятствия и добивался справедливости на "восьмидесятисаженном коне", о том, как появился на границе Байкала и его дочери Ангары Шаман-камень, а также о проклятом золоте богатых ханов, которое никому не принесло счастья. Улигеры Костя читает с первого класса - с тех пор, как впервые попал на урок родного языка. Длиннейший и самый известный в бурятской литературе улигер о Мэргэне Костя Хангуев и его одноклассники изучают уже восьмой год. Теперь, когда Константин стал настоящим улигершином, он хочет и дальше учить улигеры.
Улигершин изобразит танец орла
Хоть и молодой улигершин Костя Хангуев, но он знает, что петь одни легенды недостаточно. Улигершины исполняли и обрядовые песни, и присутствовали на самих обрядах, которые способствовали удачной охоте, размножению домашнего скота и плодородию. Охотничьи песни (по-бурятски - ангуушадай дуун) были связаны с магией и заклинаниями. Перед началом охотничьего сезона совершался обряд поклонения покровителю охоты - владыке лесов Высокому Белому нойону. В охотничьем коллективе всегда был улигершин.
Уже пятнадцать лет улигершины не соревновались между собой в мастерстве, так что многие обычаи стали забываться. На конкурсе, который прошел этой весной в Усть-Орде, многие участники, претендующие на звание народного сказителя, делали ошибки при совершении традиционного обряда "Туулэ" - встречи гостей, который и сегодня проводят на больших торжественных мероприятиях.
- Многие особенности этого обряда, которых не заметить, играют важную роль, - делится Костя своими знаниями. - Например, голову барана нужно отдавать и принимать только двумя руками, причем рогами от себя. Опаленную и сваренную баранью голову разламывают, чтобы вытащить мозги, - это тоже обязательное действие. У барана отрезают немного мяса от уха, у глаза и около зубов - чтобы у животных всегда были острый слух, хорошее зрение и отличный аппетит. Голову преподносят самому важному, старейшему, гостю. Кроме головы от барана варят позвоночник и делают кровяную колбасу. Позвоночник вручают гостю-мужчине, а колбасу - женщине, может быть жене. Мой дед знал все эти детали, а отец, когда был молодой, часто наблюдал за обычаем. Теперь эти знания пригодились мне - отец рассказывал, как нужно держать голову барана, как отрезать кусочки и бросать их в огонь для духов.
Кроме народных песен, улигеров и обряда приема гостей настоящий улигершин может импровизировать бойцовские схватки и исполнять танец орла. Этот танец мне часто приходилось наблюдать во время настоящей борьбы. Правда, заключался он лишь в том, что победитель недолго похлопывал себя по бедрам и удалялся с арены. Настоящий же танец орла действительно красивый, демонстрирует, как человек долго кружится под музыку и взмахивает руками так же, как священный орел крыльями. Улигершин Константин Хангуев признался, что он бороться не умеет, - в Корсуке нет спортивной секции. Для улигершина это и неважно. Куда нужнее и интереснее изображать борьбу и танец орла для зрителей на сцене.
Настоящим улигершином - таким, какие в незапамятные времена путешествовали по деревням и селам, - Костя Хангуев, конечно, не станет. Но те бесценные знания и навыки, которые достались ему от отца, а отцу от деда, он запомнит на всю жизнь и, возможно, тоже когда-нибудь передаст их внукам. А сейчас лучший улигершин округа развлекает народ на праздниках. Следующее выступление юного сказителя можно будет увидеть на празднике "Алтаргана-2007", куда школьника из Корсука уже пригласили.