На реках запахло кровью

В республике начался весенний нерест - рыбаки пошли друг на друга

В Улан-Удэ прошло первое совещание по охране весенне-нерестящихся рыб. География весеннего нереста шире, чем осеннего, омулевого, а потому работа предстоит серьезная.

На этом беспрецедентном совещании было, пожалуй, впервые открыто сказано о трагической судьбе рыбы в малых реках. Туда заходит на нерест хариус, ленок, таймень. Такие реки, как Снежная, Мантуриха, Чикой, Хилок, почти забыты рыбоохранниками. Между тем на них давно пора обратить пристальное внимание.

"На малых реках сетями все загорожено, рыбу током глушат. Применение электроудочек стало одной из самых острых проблем. Это настоящее оружие массового поражения, и этот способ добычи процветает. Рыбаки уже устраивают между собой кровавые разборки. Настоящий местный рыбак уже городских гоняет, который электроудочкой убивает всю молодь. Вот до чего доходит дело. Горные реки сегодня полностью брошены. А рыба ловится там такими же тоннами, как в Селенге. Не меньше", - заявил один из представителей Россельхознадзора.

В целом по республике проблемы одни и те же: нехватка младшего обслуживающего персонала, запчастей и т. д. Новый руководитель управления Россельхознадзора по РБ Владимир Носков настроен на то, чтобы в нынешнем году окончательно преодолеть проблемы, существующие в отношениях с силовиками. В нынешнем году управление Россельхознадзора по РБ получило значительно большее финансирование, чем в прошлом. За 2006 год и начало нынешнего было приобретено восемь автомобилей, пять лодочных моторов "Ямаха-40", два мотора "Ямаха-30", три лодки "Казанка", несколько надувных резиновых лодок. Также было куплено немало компьютеров, копировальных аппаратов. Все распределено по республике между разными подразделениями.

В этом году планируется ввести в навигацию три теплохода, которые будут работать на Байкале. Это большой успех Россельхознадзора. В предыдущие годы теплоходы не пускались в дело из-за недостаточного финансирования службы. В Прибайкальском районе сложилась странная ситуация, когда охрана нерестящихся рыб действует только в озере Котокель. Три рейдовые группы постоянно ведут патрулирование озера. Есть и другие нерестовые водоемы, реки, но сейчас уголовные дела за браконьерство можно возбудить только по озеру Котокель. Дабы изменить парадоксальную ситуацию, специалисты рыбоохраны выдвигают предложение, чтобы новыми правилами рыболовства эти реки были официально включены в список водоемов, где происходит массовый нерест весенне-нерестящихся рыб, и водные обитатели попали бы под защиту. К началу нерестового периода в Бурятии будет организовано 7 стационарных и 26 передвижных постов. На борьбу с выловом нерестовой рыбы бросят теплоходы, катера, лодки и другие силы.